Консультация "Хвалить или ругать ?"
консультация (средняя группа)

Горбачева Инга Валентиновна

     Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hvalit_ili_rugat.docx97.17 КБ

Предварительный просмотр:

Хвалить или ругать?

     Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять? 

Почему детей нужно хвалить

Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок подрастает, уровень похвалы резко снижается. https://sun9-17.userapi.com/c855220/v855220316/140ab2/-J6ol3zCFLo.jpg

Однако психологи считают, что хвалить детей нужно чаще. И вот почему. 

  • Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь. 
  • Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно.
  • Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, ребенок будет заниматься намного охотнее. 

За что и как хвалить ребёнка

    Хвалить ребёнка — искусство, которому должен обучиться каждый родитель. Предлагаем вам несколько советов о том, как хвалить ребёнка.

Благодарите

Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «Спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне. 

Хвалите за дело 

Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия. 

Делитесь своими чувствами

Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Это оценит сам поступок, покажет, что вам не всё равно, вы искренне переживаете, и научит ребёнка проговаривать свои эмоции. Например, если он верно выполнил задание, скажите «Я очень рада, что ты отлично усвоил эту тему». А ещё лучше спросите, как чувствует себя ребёнок, преодолев трудности. 

Будьте искренним

После рабочего дня иногда бывает тяжело эмоционально реагировать на рассказы ребёнка. Важно показать, что вы искренни и готовы разделить с ребёнком его радость. Если же сил нет совсем, честно скажите: «Сегодня я очень устал(а), но я правда рад(а) за тебя. Давай обсудим это событие, когда я немного отдохну».

Разделяйте похвалу и критику

После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты хорошо занимался, но почему не убрал игрушки?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина. 

Чем наказание может быть полезно.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. А ведь именно от того, какие чувства испытывает ребенок в момент наказания, зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое наказание своей цели или нет.Отец ругает дочь за векторную иллюстрацию — Векторное изображение ©  Onontour #96909020

   Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:

-Наказание всегда должно исходить из мотива поступка, а не из его результатов.

-Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки

-Наказание должно быть справедливым.

-Наказания не должны быть слишком частыми

-Совершенно не допустимы физические наказания, они могут нанести ребенку психическую травму, унизить ребенка.

За один поступок - одно наказание. 

Как хвалить и ругать девочек и мальчиков.

     Хвалить девочек необходимо по-особому, в отличие от мальчиков, подбирать сильный эмоциональный компонент, например: «красавица», «умница», «ты мой котенок» и т. п.Результаты исследований нейрофизиологов и нейропсихологов (Хризман Т. П., Еремеева В. Д.) показали, что девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивает. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослых, произвести  впечатление.

    Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство родителей, для того, чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. У девочек отрицательная оценка значимого взрослого может вызвать эмоциональный срыв. Обида в этом случае захлестывает ребенка и не происходит осознания неправильных моментов своего поведения.

Как найти баланс. 

  • Всегда анализируйте факты. Оценить успеет общество, а родитель может понять причины и следствия. 
  • Чувство вины и гордыня формируются быстро. Прежде чем выразить своё мнение, спросите, как к этому относится сам ребенок.
  • Следите за режимом, обнимайте ребёнка, говорите с ним и уважайте его. Спокойный ребёнок не сходит сума от похвалы и не падает в обморок от критики. 
  • Похвалите и раскритикуйте для начала себя за свои родительские действия и воспитательские приёмы, проанализируйте, что вам узнать было бы приятно, а за что стыдно. Ребёнку так же. 

Иногда, достаточно взгляда, чтобы понять, осилит ли сейчас ребёнок серьёзный разговор, или, возможно, его грустный вздох скажет больше. Важно помнить, что вы не любите больше, когда хвалите и не любите меньше, когда критикуете. Это важно доносить в ваших словах и действиях. Типы семейного воспитания и их характеристика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ругать или поощрять?

Ругать или поощрять?...

" Ругаем или хвалим"

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт...

Как ругать ребенка?

Как ругать ребенка Зачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздраже...

родительское собрание "Маленькие разбойники". Ругать или баловать?

                          Тема: «Маленькие разбойники»«Детей надо баловать. Тогда они вырастают настоящими разбойника...

Если ребенок дразнится и ругается.

  Это проблема представляет определенную сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, зная, что если на это обращать слишком мно...

Ругать можно, а хвалить нужно

ругать можно, а хвалить нужно...

Хвалить или ругать

Консультация для родителей о воспитание детей....