Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Развитие мелкой моторики рук на каждом возрастном этапе раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_-_chto_eto.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Мелкая моторика — что это?

Этим термином обозначают точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги. Другими словами, эта тонкая и скоординированная работа мышц, костей и нервной системы. Развитие мелкой моторики начинается у детей с самого раннего возраста.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук и умение пользоваться этими движениями.

3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшеты и прочие гаджеты, которые сегодня заменяют им не только общение со взрослыми, но и так необходимую в этом возрасте игровую деятельность. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банке с фасолью, стиркой одежды для кукол, нанизыванием колечек, сборкой деревянных пирамидок — и прочими, казалось бы, бесполезными, но крайне эффективными занятиями.

Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. И одна из граней этого отставания – мелкая моторика, развитие которой малышам до 3 лет крайне необходимо.

На каждом возрастном этапе, будь то младенчество или ранний, дошкольный возраст, есть ведущий вид деятельности. Для детей раннего возраста – это предметно–манипулятивный. Ребенок активно исследует, познает мир руками: трогает интересные для него предметы, стучит игрушками, составляет башенки. 

Все это помогает развитию внимания, восприятия, мышления, речи.

Вот почему, развивая речь, умственную деятельность, мы уделяем особое внимание пальчиковым играм, зарядке, гимнастикам.

Чтобы понять, как развивать столь значимую для ребенка сферу, сориентироваться в упражнениях и играх, которые предлагают книги и интернет-ресурсы, важно учитывать возрастное развитие ручек. То есть - что в его возрасте малыш может, а что сможет сделать лишь через год. Например, полуторагодовалому малышу сложно по точкам провести линию от одной картинки к другой без помощи взрослого. А  ребенка до трех лет не стоит просить резать ножницами ровно.

Остановимся на этом подробнее.

Что умеет делать ребенок руками в раннем детстве  

Приведем список некоторых навыков,  которые показывают, как развивается рука с года до двух и с двух до трех лет.
С года до двух лет. 

Ребенок в этом возрасте:

  • хватает предмет всей ладошкой, 
  • перекладывает его из одной руки в другую, 
  • когда рисует, использует всю руку, рисует хаотичные линии и круги, 
  • к двум годам способен рисовать простые фигуры и линии,
  • мнет, разделяет, раскатывает пластилин,
  • нажимает на кнопки, 
  • строит пирамиду из четырех колец без учета размера, 
  • из трех маленьких кубиков строит башню,
  • проталкивает в отверстия небольшие предметы, 
  • снимает, стягивает прищепки.

Если эти навыки не развиты, то сила рук и пальцев ребенка слабая, ему сложно размять кусочек пластилина, след от мягкого карандаша будет слабо выражен.

Если недостаточно развит навык обращения с предметами, то он, например, не сразу попадает пальчиком на кнопку, часто еда выпадает из ложки, долго не может надеть кольцо на стержень крупной пирамидки.


С двух до трех лет 

Кроме того, что ребенок самостоятельно ест, не проливая из кружки, он может:

  • держать карандаш тремя пальцами, а не в сжатом кулаке, 
  • надевать на плотный шнурок 3 – 5 бусин, 
  • хаотично резать детскими ножницами, 
  • изображать на листе дорожки, дождик, шарики, 
  • мять, разделять на куски, раскатывать ладошкой пластилин,
  • лепить палочки, колечки, лепешки,
  • из строительного материала сделать дорогу, забор,
  • откручивать крышки, собирать крупу ложкой в баночку,
  • собирает мозаику.

Если навыки не развиты, ребенок держит карандаш в кулачке, часто избегает рисования, не может самостоятельно кушать, все действия делает двумя руками.

Опираясь на эти возможности детской руки, проще сориентироваться в том, какие игры, упражнения выбрать для ребенка.

Не стоит волноваться о том, что у малыша что-то не получается. У каждого ребенка свой темп развития. Попробуйте уделить больше внимания именно тому, что не получается. Если вы все-таки переживаете, что ребенку пора иметь какие-то навыки, но, даже уделяя внимание их развитию, эффекта не видите, поговорите со специалистом. Он поможет разобраться в ситуации индивидуально. 


Создаем условия для развития тонкой моторики 

Если вы целенаправленно уделяете внимание развитию руки ребенка, создайте для этого развивающую «среду»: копилку игр, подборку упражнений, список ресурсов, которые подскажут идею или мастер-класс по прикладному творчеству с малышами. Тогда игры будут последовательными и более эффективными. 

Что желательно иметь для эффективных занятий и упражнений?

Копилка игр и игрушек

Это те игрушки, которые можно приобрести в магазине или сделать самим. Некоторые из них: 

  • палочки – втыкалочки; 
  • пирамидка на 4 кольца; 
  • бизиборды;
  • винтовые конструкции; 
  • крупная шнуровка; 
  • игрушки – стучалки; 
  • кубики; 
  • крупные сортеры.

Игры с сыпучим материалом, песком и соленым тестом (пластилином)

  • Эти материалы известны и доступны всем. Вам понадобятся различные крупы, фасоль, горох. Мука и соль – для соленого теста. Кому-то нравится идея игр с песком не только во дворе, но и дома. Устроить небольшую песочницу с чистым песком в тазике в зимнее время – отличное решение. Формочки, чашечки, мисочки, совочки, ложечки, черпачки  - все это тоже нужно, чтобы игра состоялась.

Все игры с сыпучим материалом – только под присмотром взрослых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Полное планирование на учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста". Полностью разработаны задачи, создание развивающей среды, темы непосредственно образовательной деяте...

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковый игротренинг для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

В данной статье представлена развивающая методика "Пальчиковый игротренинг", которая позволяет развивать мелкую моторику рук детей в игровой форме....

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...