"Игры с детьми дома по сенсорному развитию" консультация представлена в рамках консультационного пункта
консультация (младшая группа)

Костюк Наталья Витальевна

Знакомство человека с миром начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_detmi_doma_po_sensornomu_razvitiyu.docx979.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми дома по сенсорному развитию

(для родителей)

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • различение цветов по принципу «такой цвет — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу. Например, можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
  • зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или предметные картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет;
  • закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы, друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называют основные цвета.


Цветные кубики

Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите малышу: «Вот какой кубик я выбрала. Давай найдем такой же кубик».

Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».

Затем раздайте ребёнку кубики разных цветов и предложите ему им пары.





hello_html_m1757d43b.pnghello_html_m23626370.jpghello_html_m3a71f4ea.jpghello_html_m1757d43b.png

Ниточки для шариков

Перед началом игры надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки четырёх основных цветов.

Покажите малышу шарики и скажите: «Видишь, какие замечательные воздушные шары есть у меня. Они большие и круглые. Хочешь поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета».

Помогите малышу сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки.

Предложите малышу поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малыша повторения

hello_html_m6e7681fd.pnghello_html_7125b0a7.jpghello_html_7125b0a7.jpg


Четвертый лишний

Вам потребуются предметные картинки разных цветов.
1.желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;

2.зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;

3.красная клубника, красный помидор, красное яблоко, зеленое яблоко;

4.синяя бабочка, синее ведерко, синий флажок, зеленое ведерко.

Раздайте малышу карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.

hello_html_m67299787.pnghello_html_m63f53fe0.jpghello_html_2cbaef7.pnghello_html_47816678.jpg

Форма— это внешнее очертание, наружный вид предмета.

В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:

  • практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (всевозможные вкладыши, доски с отверстиями разной формы). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой»), не называя ее;
  • зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур, путём положения друг на друга.

Найди пару по форме

Дайте малышу плоскую геометрическую фигурку из картона и предложите ему найти пару фигурке из заранее разложенных фигур на столе.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая малышу геометрические фигуры разных цветов.

hello_html_m1e3f0c5e.jpghello_html_m500f5f21.jpghello_html_m500f5f21.jpghello_html_m500f5f21.jpghello_html_m1e3f0c5e.jpg

Найди такую же фигуру

Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Это круги».

Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета.

Найди лишнюю фигурку

Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру, которая отличается от других по форме».

Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.

Величина— это значимое свойство предметов (размер, объем, протяжность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объёма.

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе игр, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных игр желательно:

1.предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине;

2.сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме:

3.сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объект — средний по величине;

4.параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности можно использовать выразительные жесты. Сначала величину обозначают при помощи слов такой - не такой. Затем словами большой – маленький. В последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины. Высокий — низкий, узкий - широкий, длинный — короткий.

В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:

  • практические действия. Действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;
  • зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;

Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:

  • сравнивая пары предметов практически — способом приложения;
  • зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов.

Спрячь в ладошке.

Вам понадобятся предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, игрушки из киндер – сюрпризов, резиновые игрушки).
Сначала дайте ребёнку маленький шарик или колечко и предложите спрятать его в ладошке. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе. Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».

hello_html_m6400008a.pnghello_html_m58b8d8ed.pnghello_html_m6400008a.png

Большие и маленькие кубики.

Перед началом игры положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки. Покажите малышу ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие».

Затем покажите малышу маленькое ведерко, пусть он достанет маленькие кубики и поиграет с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграй с кубиками. Сравни маленький кубик с большим, поставьте их рядом».

Когда малыш поиграет с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины.

hello_html_m3c52e135.pnghello_html_54fd0d6d.jpghello_html_5ed5efcf.jpg

Веселые матрешки

Покажите малышу двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давай посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Правильно маленькая. Давай спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».

Покажите малышу, как разобрать и собрать матрешку. Затем дайте ребёнку матрешку и попросите разобрать и собрать её самостоятельно: «Разбери матрешку и сделай так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь собери их в одну. Будь внимателен: должна остаться только одна, самая большая матрешка».

Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?»

hello_html_50dfaab8.jpg

Количество — это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.

Обучение умению различать количество предметов может входить в задачи сенсорного воспитания лишь в раннем возрасте. Обучение детей умению различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением.


Собираем шишки

Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало».

hello_html_bc6295d.png


Бутылки

Наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с ребёнком сравните количество воды в бутылках: «Посмотри, в этих бутылках вода. В этой — много воды, здесь половина бутылки, а в этой мало воды. Покажи, в какой бутылке много воды. Теперь покажи, в какой бутылке мало волы...»

Затем дайте малышу пустые бутылки и попросите налить в них из-под крана заданное количество воды: много, мало, половину.

hello_html_m5f543814.jpg

Уважаемые, мамы и папы. Не забывайте по окончанию каждой игры хвалить и поощрять своего кроху. Не забывайте использовать полученный сенсорный опыт и в повседневной жизни ребёнка.
Помните, ваша основная задача накопить у ребёнка обширный сенсорный опыт. Это позволит малышу в более старшем возрасте обобщить свои знания, поможет использовать свой опыт в других ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей в рамках консультационного пункта"Пальчиковая гимнастика и самомассаж".

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влия...

"Сенсорное воспитание детей 2 - 3 лет через дидактические игры" консультация представлена в рамках консультационного пункта

При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной....

Буклет "Дидактические игры по сенсорике" представлен в рамках консультационного пункта

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды ...

"Рекомендации и советы родителям, имеющим детей – инвалидов" представлены в рамках консультационного пункта

Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь&helli...

"Памятка для родителей детей с ОВЗ" представлена в рамках консультационного пункта

Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии...

Занятие по двигательной деятельности с детьми и их родителями в рамках консультационного пункта «В гостях у Петрушки»

Занятие для детей непосещающих детский сад в рамках консультационного пункта....

Консультация для родителей средней группы «Дидактические игры с детьми дома для сенсорного развития»

Консультация будет полезна родителям и воспитателям средних групп...