Музыкально -сенсорное развитие ребёнка в домашних условиях
консультация

Ольга Ивановна Рубанова

Музыкально - сенорное развитие - это создание на основе слуового восприятия определенного уровня слуховых представлений в условиях музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Музыкально-сенсорное развитие ребенка в домашних условиях

Подготовила:

  Рубанова Ольга Ивановна,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка»

     По мнению известных представителей как зарубежной, так и отечественной дошкольной педагогики одной из основных сторон дошкольного воспитания и образования является сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

      Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо как для успешного образования ребенка в детском саду и школе, так и для многих других видов деятельности.

       С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Иные формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому успешное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

       Остановимся на слуховом восприятии как элементе сенсорного развития. Слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи. Несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы интонации (просьба, побуждение, вопрос и др.), полное овладение всеми тонкостями интонационного выражения в многообразных коммуникациях, а также дифференциация тончайших оттенков мыслей и чувств продолжаются в школьные годы и впоследствии.

      Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека различать разнообразные звуки окружающего мира на основании таких характеристик как высота звучания, ритм, громкость, тембр. Эти же характеристики являются выразительными средствами музыки. К тому же музыка имеет сходную с речью интонационную природу. По этой причине возрастает роль музыкально-сенсорного развития ребенка.

     Музыкально-сенсорное развитие – это создание на основе слухового восприятия определенного уровня слуховых представлений в условиях музыкальной деятельности. 👂В процессе музыкально-сенсорного развития также задействуются и развиваются другие способности,  такие как вслушивание, узнавание, сопоставление. 🎶Так высоту звука в музыкальных произведениях дети познают с помощью контрастных сопоставлений различных по высоте звуков. Ритм постигается ими через сопоставление длительности звучания. На примере звучания различных певческих голосов и инструментов воспринимаются тембровые свойства и познаются динамические нюансы. Музыкально-сенсорное образование формирует все виды слуха: звуковысотный, ритмический, динамический и тембровый. Результатом такой работы будет соответствующий уровень сенсорного развития ребенка.

      Музыкально-сенсорное развитие ребенка будет проходить более динамично, если в этом будут заинтересованы его родители. Занятия детей совместно с родителями способствуют развитию у ребенка различных видов слуха, а также усидчивости, внимания и памяти. Многие родители не имеют специального музыкального образования, но и они способны организовать дома несложные и очень полезные игры. Больше всего на свете дети любят играть, и любое занятие, предложенное им под словом «игра», становится для них увлекательным. Через  игру  ребёнок  познаёт  окружающую  его  действительность, а также свой внутренний мир.

       Знакомьте детей с музыкальными и немузыкальными звуками. Музыкальные звуки – это звуки, имеющие   определенную высоту, поэтому их можно пропеть голосом или сыграть на музыкальном инструменте. Немузыкальные звуки не имеют определенной высоты, такие звуки невозможно пропеть. Инструменты, издающие немузыкальные звуки, называются шумовыми. Вместе с тем шумовые инструменты широко используются в музыке.

      Предложите ребенку исследовать возможности звучания разных предметов. Это могут быть деревянные палочки и брусочки, металлические черпаки и ложки, крышки кастрюль, связки ключей. Это могут быть ёмкости, наполненные разным сыпучим материалом и по-разному звучащие. Пусть ребенок разными способами извлекает звук из этих предметов и вслушивается в «окраску» этого звука.

      Для развития звуковысотного слуха в домашних условиях можно использовать стеклянные стаканчики, наполненные водой до разного уровня. Взрослый, ударяя ложечкой поочередно по разным стаканчикам, извлекает разные по высоте звуки и обращает внимание ребенка на эту разницу. Детям будет понятнее, если про высокие звуки говорить, что это тонкие звуки, а про низкие – что они толстые. Можно дать ребенку задание сравнить  два звука по высоте. Помимо этого, сыграв любой звук, можно попросить ребенка повторить его голосом.

      Хочу предложить очень простые и в тоже время интересные, а главное, познавательные игры, которые родители могут организовать с детьми дома.

Громко-тихо запоем

       Ребенку предлагают найти спрятанную игрушку, руководствуясь громкостью звучания песни. Взрослый напевает песню, усиливая ее звучание по мере приближения к месту, где спрятана  игрушка, или ослабляя по мере удаления от нее. Помимо развития динамического слуха в этой игре у ребенка развивается пространственная ориентация.

Аплодисменты

     Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок пробует его повторить. Сначала берется какой-нибудь простой ритм, например, такой: та, та, ти-ти-та (слог «та» обозначает долгий звук, а «ти» – короткий).Постепенно, по мере приобретения ребенком опыта, ритм усложняется, например: та, та, ти-ти-та, ти-ти-та, та, та. Можно использовать прибаутки, прохлопывая их ритм, например: котятки, котятки, малые ребятки. Этотвариант игры будет развивать не только чувство ритма, а также внимание и память.

Что звучит?

     Взрослый просит ребенка отвернуться, а сам поочередно извлекает звук из каких-либо инструментов. Ребенок должен отгадать, какой инструмент звучал. Только не пугайтесь, что потребуются какие-то особые инструменты, которых у вас может не оказаться. Под инструментами подразумевается все, из чего можно извлечь звук, все, почему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, столовые приборы, детские погремушки и просто шуршащие листочки бумаги. Желательно, чтобы это были предметы, звучание которых ребенку уже знакомо. Эта игра способствует развитию тембрового слуха.

Сегодня я познакомила вас лишь с малой частью игр, играя в которые, вы будете способствовать музыкально-сенсорному развитию вашего ребенка. Включайте свою фантазию и побуждайте  ребенка  к  игре.  Участвуйте  в  игровом  процессе.  Это  будет отличным способом для установления прочной эмоциональной связи между вами и вашим ребенком!

        Литература:

1.Я, А Янушко .Сенсорное развитие детей раннего возраст 1-3года, Москва. Изд. «Мозайко – синтез» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель данного пособия: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошко...

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Консультация для родителей:«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".

Игры и занятия для малышей по развитию мелкой моторики с подручными материалами ( прищепки, крупы, пробки, макароны и т.д.)...

Мастер-класс "сенсорное развитие детей в домашних условиях"

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...

Музыкально-сенсорное развитие ребенка в домашних условиях - консультация для родителей

В материале консультации дается краткое представление о значении сенсорного развития дошкольников, выделяется роль слухового восприятия как элемента сенсорного развития, а также подчеркивается ценност...