Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста дома и на улице
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_otyskat_vremya_dlya_rechevogo_razvitiya.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста дома и на улице

Воспитатель:

Топоркова А.В.

Где отыскать время для речевого развития?

Подобные вопросы возникают у многих мам, руководствующихся принципом раннего обучения ребёнка.

А между тем немногие родители понимают, что обыденное взаимодействие с ребёнком во время приёма или приготовления пищи, укладывания в кроватку, гуляния на свежем воздухе, уборки комнаты, путешествия в транспортном средстве – это и есть самое настоящее и полноценное речевое развитие!

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки»). Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках два яблока, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой — игра с союзом «А» — «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе — красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго — белые и т.д.)

 Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи

На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».

На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка

Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

Рассказывайте ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Обязательно называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие вашему ребенку.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного. У него возникают вопросы:«Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

            И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет  расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

            Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

Все родители, особенно мамы, загружены ежедневными домашними делами, к концу дня накапливается усталость, трудно выделить время для занятий с ребёнком. Большую часть времени семья проводит на кухне.

 Играем в слова на кухне. Назвать предметы мебели. Назвать посуду. Какие продукты лежат в холодильнике? Выяснить: из чего делают растительное масло, колбасу, сыр… Какие продукты лежат в шкафу. Выяснить: из какого растения гречневая крупа (гречи), манная крупа (пшеница), геркулесовая крупа (овса)… Что на кухне сделано из дерева, стекла, металла?

Что делает мама на кухне (активизация глаголов)?

Варит, режет, моет, жарит, трёт, чистит, солит, тушит…

        Как мама всё делает (быстро, ловко, аккуратно, умело…)

Блюдо, приготовленное мамой, какое? (Вкусное, аппетитное…)

        Помоги маме разложить продукты. (Куда положить хлеб? В хлебницу. Куда положить сахар, конфеты, сухари, масло…?)
        Работая над словарём, обращайтесь не только к активному речевому запасу (тем словам, которые ребёнок постоянно использует), но и пассивному (т. е. к тем словам, которые хранятся в памяти). Стимулируёте его к употреблению в речи слов, которые он знает, но использует редко.

        Занимайтесь расширением словарного запаса повсюду: на улице, дома, во время просмотра телепередач, чтения книг, приготовления обеда, поездки на море, в деревню и т.д.

        Привлекайте внимание ребёнка к новым незнакомым словам, объясняя значение.

        Помните, что расширение словаря – ежедневная, постоянная работа, которая длится у человека всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»

Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....

"РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ)

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием. Среди ученых, прежде всего надо назвать М.М. Алекс...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

«Развитие дивергентного мышления речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Раз...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...