Работа с родителями в период адаптации детей
консультация (младшая группа)

Адаптация к дошкольному учреждению чаще проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_doklad.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

   

                    Работа с родителями в период адаптации детей.

                                                                                         Орлова Д.Ю.

         Основными принципами дошкольного образования ФГОС являются 1. содействие и сотрудничество детей и взрослых; 2. Сотрудничество организации с семьей.

Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для полноценного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

    Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

      Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

   Адаптация к дошкольному учреждению чаще проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

       Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается  изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.      

              Выделяем следующие этапы взаимодействия с семьей, для более успешной адаптации  ребенка  к условиям ДОУ.

  1. Получение родителями рекомендаций по подготовке детей к посещению детского сада. Подготовка родителей и ребенка к изменению образа жизни.
  2. Улучшение адаптационного процесса.
  3. Психолого – педагогическая помощь родителям, направленная, в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста, преодоление кризиса 2-3 лет и т.п.

Целью является:  обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий, а так же познакомить родителей с особенностями прохождения адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Для реализации целей выделяем следующие задачи:

1. Показать родителям значимость проблемы адаптационного периода и возможности ее решения;

2. Создать условия, обеспечивающие физическую и психологическую безопасность детей;

3. Приобщить родителей к совместной деятельности.

4. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

5. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

6. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

 При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

-целенаправленность, систематичность, плановость;

-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;

-доброжелательность, открытость.

Структура работы

  1. Групповые родительские собрания.
  • Презентация ДОУ
  • Получение родителями общих рекомендаций по подготовке ребенка к ДОУ
  • Получение родителями информации о целях и задачах ДОУ, об образовательной деятельности и ее особенностях.
  • Обеспечение более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОУ
  1. Индивидуальное консультирование родителей:
  • Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания
  • Сбор информации о детях
  • Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей
  • Просветительская работа с родителями
  1. Организация постепенного ввода детей в группы, с учетом прогноза адаптации, сопровождение детей в период адаптации.
  • Рекомендации родителям  по времени посещения ДОУ, длительности периода адаптации и т.д.
  • Проведение игровых занятий с детьми, направленных на улучшение эмоционального состояния

 Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду (т. е. успешного прохождения адаптационного периода ребенка).

Очень важно, чтобы родители в период адаптации относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых.  Так же задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Можно использовать следующие формы работы детского сада с семьей:

В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:

1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения.

3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. Педагогами заполняются адаптационные листы.

Таким образом, целенаправленная работа с родителями дает свои положительные результаты, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....

План работы с родителями в период адаптации детей

Материал расчитан для организации адаптационных мероприятий в период посещения ребёнком детского сада...

Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ

Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ...

План работы с родителями в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание не только для ребенка, но и для родителей. От того, как пройдет период адаптации , зависит  дальнейшее благополучное существова...

ПРОЕКТ «Система работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ»

•Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее зависит от нас взрослых: родителей и педагогов. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление реб...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...