Дымковские расписные
методическая разработка

Обогащение представления детей о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  непосредственно- образовательной деятельности по теме: «Дымковские расписные»

                                         Пояснительная записка

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста

Актуальность темы: обогатить представления детей о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях.

Цель: Познакомить детей с глиняной и народной игрушкой , вызвать         эмоциональный отклик.

Задачи: 

1. Изучить основные цвета и элементы узора, украшающего игрушки.

2. Обогатить словарный запас детей.

3. Учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов.

4. Вызвать желание украшать фигурку.

Форма проведения: игра-путешествие

Материалы и оборудование: бумажные домики, дымковские игрушки, трафареты, материалы для аппликации, аудиозапись народной мелодии.

Организационный момент.

Мягко стелется снежок

Вьется голубой дымок

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом

Голубые дали

И село большое

Дымково прозвали.

-Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в необычное село. Дома там деревянные, узорчатые, резные. Называется оно- Дымково.

Ход:

 В давние времена жители этого села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой, все село в дыму оттого, что топят печи, обжигают глиняные игрушки и в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Из небольшого кусочка глины, из шарика, получались то уточка, то петушок, то конек. Сейчас раннее утро, огоньки в домах зажигаются. Мы заглянем в окошечки, кого же мы обнаружим?

Путешествуем от домика к домику, рассматриваем дымковские игрушки:

1. Индюк.

2. Барышня – водоноска.

3.Дымковская барышня.

4. Утка, петух, рыба,.

5. Барашек, конь, козленок

Сравниваем дымковские игрушки между собой и детям задаем наводящие вопросы:

-Нравится ли вам игрушка и почему?

-Каким узором, элементом украшена?

-Какие цвета использовали мастера-умельцы, которые изготовили игрушку?

Дымковская роспись славна тем, что она сказочно красива. Веселый, игрушечный народец отличается яркими красками. Узоры просты, да цвета яркие и сочные. Ласково и нежно называют эту игрушку «Дымка».

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей страны, но дымковскую ни с какой не спутать.

- Дымковская игрушка белоснежна. Перед тем как расписать, ее белили мелом.

-Детали: оборки, косички, жгутики – игрушка становится более выразительной.

-Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью.

-Элементы геометрического орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.

-Цвет игрушки: желтый, синий, красный, зеленый, черный. В современной игрушке яркие цвета дополняют  голубым,  розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым.

Физминутка. Под народную мелодию дети выполняют танцевальные движения (дымковских героев)

Аппликация.

Существует специальная мастерская по изготовлению дымковской игрушки.

- Хотите быть мастерами-умельцами в этой мастерской?

Детям раздаем трафареты дымковской игрушки. Из готовых узоров сделать аппликацию на свой выбор.

Выставка творческих работ.

Итог

-С какой игрушкой вы сегодня вы познакомились?

-О какой росписи узнали?

- Спасибо, ребята! Вы, сегодня,  старались, молодцы.

Используемая литература

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Детство-пресс», 2000 г.

2. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина.«Детство-пресс»,2009 г.

3. Волшебный короб. Старинные русские пословицы, поговорки, загадки.

 –М: «Детская литература», 2004 г.

Приложения.

Вот индюк нарядный, весь такой  он ладный,

У большого индюка все расписаны бока.

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост:

Точно солнечный цветок. А высокий гребешок,

Красной горкою горя, как корона у царя

За студеною водицей водоноска-молодица

Как лебедушка, плывет ведра красные несет

На коромысле, не спеша; посмотри, как хороша

Эта девица- краса, тугая черная коса.

Посмотрите, как хороша

Эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!

 

Барашек, левый рог-завиток

Правый рог-завиток, на груди- цветок,

Бока крутые, рога золотые

Копыта с оборкой, на спине Егорка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательной деятельности с детьми по художественному творчеству по теме: « Игрушка не простая – дымковская, расписная»

Здесь представлен примерный план работы с детьми по ознокомлению с дымковским народным промыслом, проходящий через все виды деятельности дошкольников....

Дымковская игрушка расписная

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством....

Презентация "Все игрушки не простые, а волшебно расписные". Тема "Дымковская игрушка".

Презентация поможет совершить путешествие в  сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев-мастеров дымковской игрушки....

Лошадки не простые, дымковские, расписные.

НОД по оброзовательным областя  "Познание" и "Художественное творчество" для 2 младшей группы детского сада....

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

"Дымковские расписные"

Конспект НОД во второй младшей группе. Знакомство с созданием народных игрушек. Видами народных игрушек. Роспись народных игрушек....

Конспект образовательных предложений для целой группы детей дошкольного возраста(4-5 лет) по теме: «Вот игрушки не простые, дымковские расписные»

Образовательная деятельность по рисованию с детьми средней группы по мотивам дымковской игрушки....