Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
статья

Развитие творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Значение исследовательской деятельности для детей:

-Развитие познавательной активности и любознательности.

-Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

-Развивается речь ребенка.

-Происходит накопление умственных умений.

-Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

-Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

 ПРОЕКТ « Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

ЦЕЛЬ проекта:

 Развивать творческую, познавательно-исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

ЗАДАЧИ проекта:

1.Организовать предметно-развивающую среду.

2.Развивать интерес к исследовательскому поиску.

3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни.

4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Образовательные:

-Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирования. Формировать умение детей делать выводы, на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность ребенка, коммуникативные навыки, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные  :

-Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

Актуальность данного проекта – развитие познавательного интереса через развитие познавательно-исследовательского поведения ребенка. Исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Предлагаемый проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в общую сетку занятий с детьми.

Проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

ТИП проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь – май).

ВИД проекта: познавательно-исследовательский

УЧАСТНИКИ проекта: дети, воспитатели, родители сотрудники ДОУ.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:  

-С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

-С родителями: консультации, открытые показы итоговых занятий.

-С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-Дети проводят исследовательскую работу по проблеме, используя доступные им способы исследования (познавательная литература, помощь родных, телевизор и т.д.).

 -Повышение уровня развития речи у детей.

-Делают выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности.

-Проявление интереса родителей к данной проблеме.

 ЭТАПЫ реализации проекта:

  1. Подготовительный этап: (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ)

- создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов;                                                            

 - подборка диагностического материала;

-определение целей и задач проекта, план его реализации;

-наблюдение природных явлений в реальной жизни;

-беседа «В мире интересного»;

-рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;

-рассматривание схем к опытам, таблиц;

2) ОСНОВНОЙ

1.теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов. 

2. практическая часть:

-познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

-связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, рисование, лепка)

-организация кружковой работы.

ВЫВОДЫ:

  1. В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием.
  2. Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию природы, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность, восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
  3. Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а также первичные навыки исследовательской деятельности.
  4. Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели.

Используемая литература:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М.:ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/ Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2013.
  3. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. -М.:ТЦ «Сфера», 2004.
  4. РыжоваН.А. Волщебница – вода -М.: Линка-Пресс, 1997.
  5. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком. Обруч, 1997. №2
  6. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной. Оруч, 1998. №2
  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2001 №1
  8. Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников

Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...