Ребенок на пороге школы
консультация (подготовительная группа)

Ребёнок на пороге школы

 

Важнейшим условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребёнка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой – развитие любознательности и умственной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_na_poroge_shkoly.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок на пороге школы

Важнейшим условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребёнка соответствующих мотивов учения. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства желание детей поступить в школу, с другой – развитие любознательности и умственной активности.

Цель предшкольного образования состоит:

  • в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка;
  • обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу;
  • обеспечение преемственности образования ребёнка в семье, дошкольном образовательном учреждении и школе.

Главная задача, которую должно решить предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.  Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи.

Математика должна войти в жизнь ребёнка не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как "открытие" закономерных связей и отношений этого мира. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира. Для этого мы предлагаем детям следующие задания.  

Развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем логического мышления уделяем времени не меньше.        Именно в этот возрастной период возникают формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное и закладываются основы логического мышления -  способность к переносу одного свойства предмета на другие, причинное мышление, способность к анализу и синтезу, умение устанавливать причинно-следственные связи. Вот какие задания мы используем на своих занятиях.

Развитие математических представлений в период предшкольной подготовке ведётся в трёх направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
  • логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
  • символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Работа по развитию математических представлений проводятся в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволяет ребёнку учиться без стрессаИспользуя воображение, ребёнок играет, изображает любимых  героев сказок.  Например, при изучении состава  числа 6, используем сказочных героев сказки о Малыше и КарлсонеВ игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме. В недрах игры рождается учебный мотив. В игре ребёнок познаёт новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в знаниях является важнейшей составляющей учебной мотивации.  

Учебная мотивация не возможна без   практической деятельности детей. Так, в ходе оперирования предметами ребята учатся устанавливать соответствие между элементами двух множеств, т.е. сравнивать группы предметов по количеству без счёта,  путём  выкладывания  их  друг  под другом, друг на   друга.     или   используя слова – столько же (поровну), больше – меньше,   и на столько жеКроме того, малыши практически, добавляя или убирая предметы, уравнивают группы предметов, описывая свои действия словами.

Ориентировка в пространстве ,  в терминах «предыдущий» и «последующий»  готовит детей к умению вести счёт в прямом и обратном направлении. Используя эти понятия, дети успешно считают предметы, составляют и читают числовые равенства и неравенства. Знакомство цифр предлагаем детям, используя мультимедийную установку.  

Уже в предшкольной подготовке  следует начинать обучать умению решать задачи.  И снова на помощь приходит игра, используются герои сказок или рисунок. Например, показываем картинки, одна сменяющая другую и составляем задачу: было 3 яблока, гусеница съела одно. Сколько яблок осталось? Это способствует  подготовке детей к пониманию математического смысла предметных операций и восприятию абстрактных математических знаний. Такая работа приближает детей к решению арифметических задач в том виде, в котором  они будут изучаться в начальной школе.

Отдельным этапом предшкольной подготовки идёт конструирование и рисование. Дети конструируют, учатся узнавать «спрятанные» рисунки, рисуют то, что влечёт развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).

Как продолжение конструирования и рисование имеет  смысл знакомства с геометрическими фигурами и составление из них рисунков. Все задания подобраны с учётом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для каждого из них.

Предшкольная подготовка даёт много положительных результатов: 

  • дети постепенно привыкают к учебному режиму;
  • адаптация в 1 классе проходит безболезненно;
  • будущие одноклассники знакомятся заранее между собой и с учителем;
  • знания, полученные на подготовке, становятся базой для работы в первом классе;
  • родители узнают слабые стороны в готовности к школе своего ребёнка и имеют время и возможность их скорректировать.

По окончанию предшкольной подготовки дети владеют:

  • прямым и обратным счётом в пределах десяти;
  •  счётом по два по три;
  •  умеют  называть предыдущее и последующее число от заданного;
  • владеют счётом конкретных и отвлечённых предметов;
  • знают цифры, числа и умеют соотносить  их с количеством предметов;
  •  осваивают состав числа  
  •  знают геометрические фигуры и из них конструируют по образцу заданные предметы;
  •  устанавливают, продолжают  закономерности;
  •   выполняют простейшие  нестандартные задания.

Содержание обучения на предшкольной ступени не дублирует программу первого класса, а имеет своей целью подготовку ребёнка к систематическому успешному школьному обучению путём, прежде всего, формирования положительной учебной мотивации.

Педагог - психолог Мухтарова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в логопедической подготовительной к школе группе «Ребенок на пороге школы»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе может быть использован воспитателями для повышения компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной п...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы Тема: «Ребенок на пороге школы»

Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы На тему: «Ребенок на пороге школы»

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группыНа тему: «Ребенок на пороге школы»Повестка дняПредставление учителей, психолога.Интервью детей (Просмотр виде - сюжет...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы».

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...