Консультация "Подготовка ребенка к школьному обучению"
консультация

Козырева Вера Николаевна

Основа к школьному обучению должна быть заложена в дошкольном возрасте родителями. Родители должны понимать, чему и как следует учить дошкольника...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к школьному обучению

Цель: рекомендации для родителей при проведении различных занятий для успешного всестороннего развития и воспитания своего ребёнка.
Описание: данная статья будет полезна для родителей, воспитателей ДОО

* * *

Основа к школьному обучению должна быть заложена в дошкольном возрасте родителями. Родители должны понимать, чему и как следует учить дошкольника, работа должна быть последовательной и целенаправленной. Следует учить ребёнка трудиться, преодолевая трудности, думать, владеть речью для общения с окружающим миром. Воспринимать окружающий мир. Успешно усваивать новые знания, умения.

Воспитывая и обучая ребёнка, родители не должны забывать, что занятия должны быть интересные, нескучные, эмоционально яркие, захватывающие, чтобы вызывать положительные эмоции у детей, их интерес и общительность, участие. Так, по выходным, можно с детьми выйти на экскурсию в парк, лес. Ребёнок заранее предвкушает радость от возможности побыть вместе с родителями, общение с ними, возможность наблюдать за красотой природы, возможность потрудиться (например, в парке покормить птичек), заняться спортом (например, бег на скорость). Ребёнок должен чувствовать атмосферу доверия, душевного контакта с родителями, им, как и ребёнку, должно быть весело и интересно. Нельзя применять наказание трудом, занятиями. Мама говорит: «Не вытер пыль со стола – в воскресенье не идёшь гулять с нами в парк». Ребёнок так ждал этот день.

Проводя с ребёнком занятие, следует заранее учитывать, интересно ли это будет ему, учитывать возрастные возможности, как ребёнка, так и свои. Ни в коем случае нельзя перегружать ребёнка по времени проведения занятий, ни навязыванием слишком большим объёмом информации и не посильной по возрасту. Это только разовьёт в ребёнке апатию, пассивность, неуверенность в себе.

Важно, чтобы родители правильно выбирали игры, считаясь с возрастными особенностями ребёнка. Дети получают знания об окружающем мире в основном через игру. Играя, дети должны сами быть активны, думали, участвовали, получали позитив. Посещая садик, ребёнок меньше времени проводит с родителями, но даже вечером, почитав поучительную сказку на ночь, можно обсудить её, сделать соответствующие выводы. Как уже отмечалось выше, по выходным, когда родители и ребёнок дома, можно и нужно как можно чаще совершать прогулки на природу.

Заранее поставить цель прогулки:
 то ли показать рассвет, закат, то ли растения парка, то ли птицы в парке. После прогулки пусть дети поделятся своими впечатлениями: кто-то из них расскажет словесно, кто-то нарисует, кто-то прочитает стихотворение. Красота природы должна эмоционально воздействовать на ребёнка. Внимательный, добрый ребёнок никогда не обидит и поможет птичке, зверьку, попавшему в беду.

При проведении любого занятия, следует помнить родителям, что чем меньше ребёнок, тем меньше времени оно должно занимать. Так, у трёхлетнего ребёнка, и внимание, и память, и усидчивость – минимальны, поэтому занятие длится 10-15 минут. Важно не переутомлять его, не вызывать негативного отношения к занятиям уже с этого раннего возраста. Взрослеет ребёнок – увеличивается время занятий. Важно знать родителям, что нельзя использовать принцип серьёзности занятий. Ребёнок, как губка, будет впитывать знания и умения в игровой форме. Учебный процесс не должен проходить угрюмо, требовательно. Познавательный интерес будет выше, если по содержанию выбираются задания, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности ребёнка. Ребёнок должен видеть результаты своей работы, гордиться собой, что что-то сделал сам, воспитывается самостоятельность, трудолюбие, активность, уверенность в своих силах, общительность. Непосильные задания вызывают агрессию, неуверенность, пассивность, замкнутость ребёнка. Занятия с детьми должны проводиться родителями не от случая к случаю, а регулярно (например, 2-3 раза в неделю) или (утром или вечером), в зависимости от времени работы родителей. Использовать любимые игрушки ребёнка (например, на экскурсию в парк сын или дочка берут своего любимого медвежонка). И на прогулке много говорил с ним, как с другом. Играя с ребёнком трёх лет, важно знать и помнить, что занятие длится 10 минут. Поэтому в основном работает взрослый, а ребёнок только помогает. Так, мама берёт куклу и говорит.
Мама: «Дай мне кофту, наденем на куклу».
Ребёнок подаёт.
Мама: «А теперь штанишки».
Ребёнок подаёт.
Мама: «А теперь шапочку, шубку, варежки».
Ребёнок подаёт.
Мама: «На тебе куколку. Куда мы её так одели тепло?»
Ребёнок: «Гулять».
Ребёнок кладёт куклу в коляску и возит по комнате. Ребёнок рад.
По возможности, важно добиться, чтобы маленький ребёнок учился проговаривать сам слова (шапочка, кофточка).

На следующее занятие можно дать задания:
1. С наглядно – действенным мышлением.
Мама: «Достань шарик».
Ребёнок берёт стульчик, чтобы выполнить задание мамы.
2. По развитию воображения. Используется игра «Угадай, кто я?». Поочерёдно, то ребёнок, то взрослый изображают животных (собаку, кошку).
3. По развитию восприятия. Игра «Собрать и разобрать пирамидку».
4. Самостоятельное рисование (умение держать карандаши, правильный выбор цвета).

Важно развивать тактильно – двигательное восприятие. В мешочке лежат шарики и кубики. Мама держит в руке шарик.
Мама: «Что у меня в руке?»
Ребёнок: «Шарик».
Мама: «Найди его в мешочке».
На ощупь ребёнок находит шарик и вынимает из мешочка.
Чтобы ребёнок получал представление «один», «много», можно провести игру. Мама берёт один карандаш.
Мама: «Сколько у меня карандашей в руке?»
Ребёнок: «Один».
Мама: «Возьми столько же».
Ребёнок берёт один карандаш.
Потом мама берёт в руку несколько карандашей.
Мама: «Сколько теперь у меня в руке карандашей?»
Ребёнок: «Много».
Мама: «Возьми столько же».
Ребёнок берёт.
Мама: «Молодец! У меня один карандаш и у тебя. У меня много и у тебя».
Для ориентировки в пространстве можно вечером поиграть с ребёнком в фонарик. В тёмной комнате мама включает фонарик.
Мама: «Где зайчик?»
Ребёнок: «На потолке».
Мама: «А сейчас где?»
Ребёнок: «На полу».
Мама: «А сейчас?»
Ребёнок: «В углу».
А потом сам ребёнок играет фонариком и восторженно говорит: «Зайчик вверху, зайчик внизу и т.д.»
С ребенком среднего дошкольного возраста задания усложняются, и время проведения увеличивается (до 20 минут). Так, можно провести игру на память и внимание «Чего не стало?» На столе карточки с изображением предметов. Ребёнок внимательно смотрит, запоминает. Мама убирает карточку с одним из предметов, пока у ребёнка закрыты глаза. Через время он должен сказать, какой карточки с изображением предмета не стало.

В конце любого задания необходимо дать краткую оценку того, что было сделано, чему малыш научился. Правильно выбранные занятия в игровой форме подготовят ребёнка к школьному процессу. Ведь в старшем дошкольном возрасте ребёнок выполняет уже 2 – 3 задания в течение 25 минут. Он больше думает, делает, анализирует самостоятельно. Видит результат своей работы, радуется своему успеху. Важно помочь ребёнку, если что-то у него не получается. Ребёнок не должен разочароваться, потерять интерес, опустить руки. Ребёнок не должен получить со стороны родителей отрицательные реакции на неудачи. Это породит у ребёнка страх перед трудностями, неуверенность в своих силах, свою никчемность в обществе. Только успех стимулирует его к деятельности. Поощрение – стимул в работе родителей. Но следует помнить, что нельзя слишком много, бездумно поощрять, а также помнить, что маленьких – чаще, а старшего дошкольного возраста – реже. Важно научить ребёнка правильно самому относиться к неудачам. Неудачи будут, и важно обдумать, решить их, спокойно идти к преодолению их. Так, ребёнок формирует у себя правильную самооценку, уверенность в своих силах. При любой деятельности в садике, школе ребёнок быстро ориентируется, включается в процесс, радуется успеху, и если что-то не получается – не теряется, а находит правильные пути решения проблемы. Во взаимодействии с другими детьми, взрослыми, у ребёнка продолжает вырабатываться оценка и самооценка.

Важно, чтобы еще в семье через чур не "залюбить" ребёнка, не переоценить его. Иначе разовьётся у ребёнка завышенная самооценка и в дальнейшем станет эгоистом, не добрым по отношению к друзьям. Также не выработать и заниженную самооценку, так как, тогда ребёнок растёт неуверенным в себе, замкнутым, пассивным, скрытным.
Важно родителям внимательно присматриваться к своему ребёнку, зная его индивидуальные особенности, и развивать его, как всесторонне развитую личность.

Приложение. Игры

Если трёхлетние дети играют в самые простые игры, например, такая, как «Угадай, кто это?» (изображая кошку, собаку), то в средней группе уже такого рода игры усложняют.
1. Игра «Найди ошибку» (развитие логического мышления у детей 4-5 лет)
Мама показывает игрушку-собачку.
Мама: «Собачка читает?»
Ребёнок: «Нет».
Мама: «Собачка лает?»
Ребёнок: «Да»
Мама: «Подбери слова, которые подходят к собачке».
Ребёнок: «Бежит, прыгает, ест и т.д.»

2. При проведении игры «Доскажи слова» с ребёнком 4-5 лет развивается слуховое внимание.
Мама (говорит): «Ра, ра, ра – начинается иг…»
Ребёнок (говорит полностью слово): «Игра»
Мама: «Ры, ры, ры – у мальчика ша…»
Ребёнок: «Шары»
Мама: «Ре, ре, ре – стоит дом на го…»
Ребёнок: «Горе»

3. На прогулке в парке, лесу можно поиграть с ребёнком 4-5 лет в игру «Когда это бывает?». Мама читает загадку или небольшое стихотворение о времени года, ребёнок отвечает. А 5-6 –летний ребёнок уже сможет аргументировать, почему именно это время года он выбрал.

4. Также на прогулке 4-5-летнему ребёнку можно предложить задание «Облака» (развивается творческое воображение).
Мама: «Посмотри на небо, обрати внимание на облака. На что они похожи?»
Ребёнок: «На мишку, на вату, на капельку»

5. Для детей старшего дошкольного возраста для развития воображения можно родителям поиграть дома в игру «Поварёнок».
Мама ставит на стол кастрюлю.
Мама: «Мы сегодня сварим суп для нашей семьи. Что для этого надо?»
Ребёнок (даёт полный ответ): «Нужна картошка» (берёт ее и кладёт в кастрюлю).
Мама: «А ещё что?»
Ребёнок: «Морковь» (берёт и кладёт в кастрюлю).
Мама: «И это всё?»
Ребёнок: «Лук» и т.д.
Важно похвалить ребёнка при участии коллективного приготовления пищи для семьи.

6. Для развития ориентации у детей 5-6 лет можно провести игру «Колокольчик».
Мама звонит в колокольчик, у ребёнка закрыты глаза. Ребёнок определяет, откуда слышен звук (слева, справа, снизу, сверху).

Существует различное множество развивающих игр. Важно родителям правильно подобрать их по возрастным особенностям.

Дети 5-7 лет – старшие дошкольники уже стремятся быстрее пойти в школу. Родители должны чётко понимать, что и игры, и занятия должны подбираться и проводиться с ними с учётом того, что ребёнок сам больше работает, думает, запоминает, полно и осмысленно говорит.

7. Так, можно провести игру на развитие логического мышления «Игрушка».
Мама бросает ребёнку мяч.
Ребёнок ловит и тотчас говорит слово, относящееся к игрушкам (кукла, машинка, юла, мяч и т.д.).
В дальнейшем можно провести такую же игру на тему: «Одежда».

8. Игра «Что лишнее?» (на логическое мышление).
Мама раскладывает карточки на столе с изображением времён года (июль, декабрь, февраль, январь).
Мама: «Какая карточка лишняя? Почему?»
Ребёнок: Карточка с изображением июля, так как остальные зимние месяцы.
Мама: «Попробуй сам подобрать мне задание, чтоб я отгадала».
Ребёнок выбирает.

9. Игра «Вверху, внизу» (умение ребёнка ориентироваться в пространстве).
Мама называет слова (яма, солнце, песок, море, тапочки).
Ребёнок пальцем руки указывает вверх или вниз, в зависимости, где находится предмет.
Мама: «А теперь давай поменяемся местами. Ты называешь слова, а я указываю пальцем «вверх, вниз»

10. Игра «Угадай по запаху» (развитие мышления, умение рассуждения).
Мама заранее разрезает лимон на кухне, куда вскоре приглашает ребёнка.
Мама: «Какой предмет спрятан здесь?»
Ребёнок: «Лимон»
Мама: «Как ты догадался?»
Ребёнок: «По запаху»
Мама: «Нарисуй и раскрась его».

11. Игра «Пары слов» (развитие мышления, ассоциация слов, скорость в выборе слов).
Мама называет слово «лето».
Ребёнок: «Цветы».
Мама: «Школа»
Ребёнок: «Ученики»
Мама: «Огород»
Ребёнок: «Морковь»

12. Игра «Волшебный мешочек» (развитие мышления, рассуждение, развитие речи).
Мама: «Тебе необходимо вытащить любую игрушку из мешочка».
Ребёнок (вытягивает мишку): «Мишка».
Мама: «Какой он? Опиши его»
Ребёнок (описывает своими словами): «Мягкий, нос чёрный, язычок красный и т.д.»
Мама: «А можешь ли ты назвать сказку о медведях?»
Ребёнок: «Три медведя», «Маша и медведь».
Мама: «Расскажи кратко любую сказку»
Ребёнок рассказывает.

13. Игра «Паровозик» (логическое мышление).
Мама на плакате рисует паровоз с 4 вагонами.
На первом вагоне - капуста.
Во втором вагоне – морковь.
В третьем – картофель.
В четвёртом - ?
Мама: «Что бы ты поместил в пустой вагон?»
Ребёнок: «Лук»
Мама: «Почему?»
Ребёнок: «В трёх вагонах – овощи».

Из этих примеров мы видим, что дети старшего дошкольного возраста уже сами способны осознанно думать, решать, выбирать, аргументировать свои те или иные действия. И это сыграет большую роль в успешном овладении знаниями в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка ребенка к школьному обучению.

Стаья о социальной позиции будущего школьника....

«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...

Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...

Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

Консультация для родителей Развитие мотивации ребенка к школьному обучению школьному обучению

Консультация для родителейРазвитие мотивации ребенка к школьному обучению...