статья "Ритмическая декламация, как средство развития речевых и вокальных данных у детей".
статья

использование на музыкальных занятиях и на занятиях по развитию речи в группе музыкальных - ритмических игр, декламации для развития слуха, чувства слова, интеллекта и воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмическая декламация, как средство развития речевых и вокальных данных у детей.

Декламация, базирующаяся на ритмическом родстве музыки и речи, оказывает огромное влияние на развитие вокальных и речевых данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос. А голос представляет собой не только материальную сторону речи, но и главное средство выразительности её содержания. Разнообразие звуковых изменений голоса неисчерпаемо и выразительность звуковых изменений голоса очень велики, и если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе голос звучит лучше, а также исключается возможность говорить и петь «хныкающим» и «вялым» или горловым голосом.

Говоря о ритмической декламации, речь идёт не о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего, о внутреннем эмоциональном переживании содержания слова и его эстетической и выразительной ценности.

Непосредственная связь речи и музыкального ритма содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно «полифоническое» ощущение.

Все речевые упражнения должны проводиться в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Особое внимание должно быть уделено метроритмической структуре слова, его мелодико-интонационному произнесению и звучанию (светлому - гулкому, прозрачному - тусклому, лёгкому - вязкому и т.д.). Но главным условием успешного обучения ритмической декламации – это непременное присутствие творческого начала на занятиях.

Возможные виды ритмической декламации:

 Декламация с жестами и движениями;

 Игра со звуком;

 Пантомима. Театр;

 Декламация с ритмическим и инструментальным сопровождением;

 Декламация, основанная на общности выразительных средств стихов и музыки /ускорение, замедление темпа, динамические оттенки, мажор, минор, форма.

 Дикция, скороговорки, считалки, движение.

Декламация, музыкальные и ритмические игры, несомненно, являются хорошими помощниками в развитии у детей музыкального и поэтического слуха, интеллекта и творческого воображения.

Словотворчество.

Игра для ребёнка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словом, ритмом.

Основной акцент в выборе приёмов деятельности приходится на движение, декламацию стихов и музыку. Почему именно стихи? Стихи – это обязательно какой-нибудь ритм (трудовой, игровой, пульсирующий, изобразительный и т.д.). А ритм есть жизнь, есть движение. И ребёнок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.

У музыки и слова одна первооснова – интонация. Трудно определить, что возникло раньше – слово или музыкальный звук. Словесный образ и музыкальный неразделимы. А значит, чем глубже мы постигаем словесно-поэтический образ, тем легче создаём образ музыкальный, и наоборот.

Всё это, вместе взятое служит главной цели. До сих пор на уроках словесности большое внимание уделялось именно смысловой нагрузке слова. Потерялось умение дорожить самим словом, обеднилась эмоциональная окрашенность речи. Мы забыли, как учить детей интонировать.

Декламация, музыкальные, ритмические игры – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, интеллекта и воображения.

Виды творческой деятельности.

1. Игра со звуком (выявление звукописи, выразительности, мягкости твёрдости, изобразительности звуков).

2. Пропевание звуков. Работа с распевочным материалом. Дыхательные упражнения.

3. Игра «Буквы заблудились». Игра со стихами: с беглыми гласными, глухими, звонкими согласными, орфографическими ошибками.

4. Игра со словами:

а). загадывание слова жестом, действием;

б). загадывание слова синонимом;

в). интонирование слова с разным оттенком;

г). загадывание глаголов, прилагательных.

5. Придумывание за педагогом новых рифм-словообразований.

6. Игра с рифмами:

а). дорифмовывание стихов;

б). игра в рифмы с мячом.

7. Передача жестами, пластикой состояния, чувства, действия.

8. Чтение стихов жестами.

9. Игра со скороговорками:

а). выявление выразительной звукозаписи;

б). чтение про себя, только артикулируя;

в). Чтение с тембровым инструментальным сопровождением;

г). составление композиций, рассказов и других форм из скороговорок;

д). чтение с ритмическим сопровождением;

е). сочинение собственных мелодий для инструментального и вокального исполнений.

10). Сочинение словесной музыки.

11). Словесное рисование картин.

12). Рисование под музыку.

13). Изображение красками настроения, динамики, лада, формы и т.д.

14). Иллюстрация рисунками рассказов, стихов, музыки.

16). Сочинение самостоятельных музыкальных произведений.

17). Сочинение стихов.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями

Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать психическое напряжение, позволяют выполнять вместе что-то важное, им...

Проект «Игровые технологии – как средство развития вокальных данных у детей дошкольного возраста»

Инновация проекта основывается на внедрении в практику игровой методики обучения детей пению О.В. Кацер. Обучение  пению будет происходить через игровую деятельность. Непроизвольное обучение дете...

Консультация для воспитателей: Логоритмика как средство развития речевых, двигательных и музыкальных способностей детей

В данной статье указываются не только цель и коррекционные задачи, но и музыкальные средства коррекции, а также примеры ритмодекломации, которые можно применить на практике....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...

"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитатель но - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность....