"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитатель но - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metadicheskaya_razrabotka_ikt.docx132.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области

Опыт инновационной работы

Методическая разработка

"Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Шаулина Наталья Александровна

Воспитатель

Содержание

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

1.2.Достоинства использования ИКТ

1.3.  Цели и задачи.

1.4.Принципы.

1.5.Система работы по применению ИКТ - технологий для познавательного развития дошкольников

1.6. Электронные дидактически игры.

1.7. Вывод и результаты

1.8. Накопленный опыт по работе с ИКТ.

2. Приложение 1.НОДпо познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста «Наша Армия».

3.Приложение 2. Презентация  «Военные профессии».

  1. Пояснительная записка

1.1.Актуальность. 

В соответствии с внедрением Федеральногогосударственного образовательного стандарта дошкольное образование является одним из уровней общего образования.

Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. ИКТ - это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

        Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность обогатить, качественно обновить воспитатель но - образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.

1.2.Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Таким образом, информационные технологии  облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

        Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.

Приоритетным направлением работы ДОО является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели  использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что в условиях детского сада целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Отсюда необходимость, использования ИКТ как для себя, так и для детей, и в работе с родителями.

С детьми ИКТ-технологии использую в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности.Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий.   Одной из наиболее удачных форм является демонстрационная презентация.

      Практика использования ИКТ  позволяет сделать вывод - использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Обучение через игровую или практическую деятельность

5. Повышение интереса к проблеме.

    Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;

-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Поэтому я выбрала творческую тему "Информационно - коммуникационные технологии как средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников".

Перед началом работы по теме опыта мною были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования: Духанина Л.Н.,   Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Комарова И.И., др.

Внедрение ИКТ осуществляется мной по двум  направлениям:

- использование ресурсов Интернет; использование готовых обучающих программ;

- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.

    1.3.Цель.Развитие речи повышение уровня познавательной активности дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий. Исходя из цели, были  поставлены следующие

 Задачи:

-развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира

-формировать умение решать проблемно-поисковые, игровые   задачи в процессе познавательного развития

-расширить сознание детей дошкольного возраста через получение более полной информации об окружающем мире посредством информационно-коммуникационных технологий

-создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности

-создать мультимедийную базу обучающих программ, презентаций, дидактических и методических материалов, которые могли бы использоваться в практике.

Так как ИКТ-технология является инновационной педагогической технологией концепция моего опыта заключается в  разработке системы мероприятий,   направленной на развитие познавательной активности дошкольников  с применением информационно-коммуникационных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций), что позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения ИКТ, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников.

1.4. Работая по теме «ИКТ – как средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников» я руководствуюсь следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности - отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, таким образом, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Принцип творческой активности заключается в том, что используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов

Принцип наглядности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

Планируя мероприятия с использованием ИКТ, я соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

- четко определяю педагогическую цель применения мультимедийных средств или компьютерных игр в образовательном процессе;

- уточняю, на каком этапе я могу применить мультимедийные средства 
-  согласовываю выбранное средство с другими техническими средствами обучения;

- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;
- анализирую и обсуждаю с детьми  основные вопросы изучаемого материала.

1.5. Система работы по применению ИКТ - технологий для познавательного развития дошкольников:

1.Проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.

2.Использование электронных дидактических игр;

3.Использование обучающих и развивающих компьютерных программ, игр и мультфильмов.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую я использую в своей работе  - проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций.

Она дает мне возможность;

  • оптимизировать педагогический процесс;
  • индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
  • значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику.

Занятие с использованием мультимедийной презентации должно быть эмоциональным, ярким, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Одним из программных средств, используемых мною на занятиях, является программа компании Microsoft – PowerPoint.

При проведении НОД"Русская изба" использовала созданный в приложении PowerPoint демонстрационный материал – загадки о кухонной утвари, слайды на тему"Русская изба и ее внутреннее убранство". Наиболее важную информацию на слайде я выделила, придав ей эффект анимации. Движение отдельных частей слайда привлекло внимание детей. Это повысило интерес детей,к обучению и способствовала более качественному усвоению нового материала.

На занятии по теме "Наша Армия" мною созданная презентация "Военные профессии" позволила мне сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся.

Детям нравятся занятия, на которых присутствует презентация, они ждут подобных занятий и работают на них с гораздо большей отдачей.

Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.

Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи инновационных методов и приемов, например, демонстрационных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность  работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

В нашем детском саду формируется набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр  по следующим направлениям работы:

- звуковая культура речи.

- развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

 - формирование лексико -  грамматического строя речи.  

-  развитие связной речи.

1.6. Электронные дидактически игры.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Работая над темой «ИКТ как средство развития познавательных способностей» периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые из сети Интернет. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Использовать электронные игры можно как при организации групповой работы, так и индивидуально с одним ребенком, это очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета и создала медиатеку дидактических игр по образовательной области «Речевое развитие» - 15 игр,"Познавательное развитие" - 20 игр.

Таблица 1. Медиатека электронных дидактических игр и презентаций

Тема

Название игр

1

Осень

«Чья тень, «Лапы, хвосты, уши»

2

Зима

«Кто лишний (дикие и домашние животные)»

3

Весна

«В мире живой природы», «Зимующие птицы»

4

Лето

«Что где растет», «Луг», «Лес», «Поле»

5

ОБЖ

«Умные знаки», «Транспорт. Убери лишнее»

6

ЗОЖ

«Мальчики и девочки»,«Виды спорта», «Что общего?», «Назови, как называется мячик и к какому спорту он относится», «Что перепутал художник?».

7

Зарядка для ума

«Продолжи цепочку», «Выбери только те геометрические фигуры, из которых состоит предмет», «Почини одеяло», «Найди четыре предмета такой же формы».

Но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

Таблица 2. Авторские электронные дидактические игры и презентаций

Тема

Конспект НОД

Наименование

1

Осень

«Собираем урожай»

Игра «Что растет на грядке?»

2

Домашние животные

«Ферма»

Презентация «Мамы и детки»

3

Зима

«Зимующие птицы»

Презентация «Птичья столовая»

4

Новый год. Рождество

«Праздник к нам приходит!»

Презентация «Рождественская звезда»

5

День Защитника Отечества

«Наша Армия»

Игра «Военная профессия»

6

Космос

«Звезды и планеты»

Презентация «Космонавт»

7

Весна

«Перелетные птицы»

Презентация «Угадай, чья песенка?»

8

Родина

«Что мы Родиной зовем»

Презентация «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

9

Безопасность

«Спички детям не игрушки!»

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

10

Фольклор

«Русская изба», «Русский лен»

Презентация «Откуда рубашка пошла», «Убранство русской избы»

Созданная мною электронные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста направлены на обобщение и систематизацию знаний об окружающем мире, на классификацию предметов. Красочные картинки и эффекты анимации привлекают внимание и интерес и способствуют более качественному процессу обучения детей.

1.7. Вывод и результаты

Практика показывает, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • тренируется эффективность внимания и память
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора.

1.8.Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,  анимация, музыка);

- обеспечивает наглядность;

- привлекает большое количество дидактического материала.

И в целом, способствует повышению качества образования.

 Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка  старшего дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования.

\

                                                                                                           

                                                                                                           Приложение1.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 «Сказка»  города Сафоново Смоленской области

https://documents.infourok.ru/e1e4ee7a-5724-482a-bd2a-898087be45db/0/slide_01.jpg

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному речевому развитию

для детей  старшего дошкольного возраста

Тема: «Наша Армия»

                                                          воспитатель Шаулина Н.А.

Цель:

Воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные - продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы  быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать  препятствия) и т. д.

2.Развивающие - развивать память, внимание; стимулировать речевую активность детей. Дать детям знания об армии. 

Сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках     Отечества.

Познакомить детей с военной техникой.

 Соотносить военные профессии с военной техникой.

Учить составлять описательные рассказы по плану.

Методы и приёмы:

Словесные(рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации)

Практические(дидактическая игра«Кто служит в Армии?»

«Назови военную профессию?»).

Материалы и оборудованиеНоутбук, интерактивная доска, проектор,магнитная доскакартинки с изображением военных и военной техники, картинки с изображением танка и танкиста, карточки основных цветов.

                                      Ход занятия.

Воспитатель: У каждого человека есть свой собственный праздник – День рождения.  В этот день его поздравляют,  дарят подарки. Такой праздник есть и у нашей Российской Армии. Он называется День Защитников Отечества.

Дети читают стихотворение С.Я. Маршака "Февраль"

Самуил Маршак
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.


Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Воспитатель: День защитника Отечества – это праздник всех военных.    

- Какие военные профессии вы знаете?  (Военные – это моряки, летчики, пограничники, танкисты,  артиллеристы и т.д.).

- Почему мы говорим "Наша Армия родная"?    (Армия родная, потому что там служили и служат наши родственники).

- Какими должны быть солдаты в Армии?    (Сильными - чтобы победить врага, смелыми - чтобы не бояться врага, умными - чтобы правильно обращаться с оружием).

- Как называется наша Армия?    ( Наша Армия называется Российская Армия, потому что наша страна - Россия).

- Зачем в Армии так много военных?    ( Чтобы защищать нашу страну со всех сторон - и с суши и с моря, и с воздуха).

- Зачем нужна Армия в мирное время?   ( В мирное время солдаты учатся управлять военной техникой, проводят учебные бои, учатся стрелять из всех видов оружия).

3. Физкультминутка

Игра "Не ошибись"

«Желтый» - дети шагают как солдаты.

«Синий» - "моряки" плывут по морю.

«Зеленый» - "летчики" летят на самолетах.

«Красный» - кричат ура

4.Составление описательного  рассказа "Танк и танкист".

    -  Какую военную технику вы знаете?

(Рассмотреть военную технику, назвать ее: самолет, ракета, корабль, подводная лодка, танк, автомат, пушка).

-  Расскажите, что вы знаете про танк?

Танк - это боевая машина.  Состоит танк из пушки, башни, корпуса, гусеницы. Передвигается танк с помощью гусеницы. Ездит танк по бездорожью, может передвигаться под водой. Танк вооружен пушкой. Пушка установлена на вращающейся башне. С помощью вращающейся башни танк может стрелять в разные стороны. Попасть в танк можно через люк. На каждом танке есть отличительный знак - номер. Танком управляет танкист. Экипаж танка - это 5 танкистов.  Командир танка руководит работой остальных танкистов. У танкиста есть специальный шлем. В шлем встроены наушники, чтобы не слышать шума вокруг. И есть микрофон, для общения с экипажем. Общаются танкисты на своем, специальном языке.

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется танкистом.

5. Дидактическая игра «Кто служит в Армии?»

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру д/и «КТО СЛУЖИТ В АРМИИ?»

- Кто служит в ракетных войсках? (В ракетных войсках служат ракетчики).

- Кто служит в танковых войсках (В танковых войсках служат танкисты).

- Кто служит в пехотных войсках (В пехотных войсках служат пехотинцы).

- Кто несёт службу в море (В море несут службу моряки).

- Кто охраняет нашу Родину в небе? (В небе нашу Родину охраняют лётчики).

- Кто охраняет нашу Родину на границе? (На границе нашу Родину охраняют пограничники).

- Как называется солдат, у которого нет военной техники?(Солдат, у которого нет военной техники, называется пехотинец).

- Кто служит на подводных лодках? (На подводных лодках служат подводники).

Дидактическая игра: «Назови военную профессию?»

Летает на вертолёте – вертолётчик;
ездит на танке – танкист;
Служит в пехоте – пехотинец;
прыгает с парашютом – парашютист;
границу охраняет – пограничник;
из пушки стреляет – артиллерист;
за штурвалом самолета сидит – пилот;
в разведку ходит – разведчик;
на кораблях служат – моряки.

6.Итог занятия.

Молодцы ребята, сегодня вы проявили смекалку и сплочённость, показали свои знания и навыки. Что вам особенно запомнилось и понравилось сегодня? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степ-аэробика как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка раздела  общеобразовательной программы дошкольного образованияОбразовательная  область «Физическое развитие»Выполнила: инструктор по физической культуре Ю.А. Чибриков...

"Степ - аэробика, как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование информационных технологий

Познавательные способности - это индивидуальные способности ребенка, к ним относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие, которые определяют успешность выполения им деятельности и лёгкость её осв...

Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...