Консультация для воспитателей: Логоритмика как средство развития речевых, двигательных и музыкальных способностей детей
консультация по коррекционной педагогике

В данной статье указываются не только цель и коррекционные задачи, но и музыкальные средства коррекции, а также примеры ритмодекломации, которые можно применить на практике.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 7

Консультация для воспитателей:

«Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и

двигательных способностей детей»

Подготовила: музыкальный руководитель Лукина Анастасия Владимировна

      Актуальность данной темы продиктована увеличением количества детей с различными нарушениями речи. С каждым годом оно растет по  ряду причин: недостаточное внимание со стороны родителей, замена живого общения с ребенком  гаджетами,  увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. На музыкальных занятиях у детей наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях, особо у детей  с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности.  В результате появляется неуверенность в своих силах, что ведет к негативным последствиям, тормозит  творческие проявления детей.  Поэтому необходимо искать эффективные и интересные детям формы коррекции речи, развивать двигательные и музыкальные  способности.

Логопедическая ритмика – музыкально-коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями в развитии средствами движения, музыки и речи.

Современная модель логопедической ритмики

Исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Основная цель логоритмики – преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы.

Коррекционные задачи логоритмики :

- преодоление основного речевого нарушения;

- развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- развитие, совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Средства логопедической ритмики – различные виды упражнений:

- ходьба и маршировка в различных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- игра на музыкальных инструментах;

- самостоятельная музыкальная деятельность;

- игровая деятельность;

- упражнения для творческого воображения, творческой инициативы.

Почти у всех детей, имеющих речевые проблемы, можно наблюдать различные двигательные расстройства функций артикуляционного аппарата, мимической, ручной и общей моторики, которые выражаются в неточности, слабости движений и быстрой истощаемости.

Моторная недостаточность проявляется не только при выполнении артикуляторных движений, но и при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями. Недостатки ручной моторики проявляются в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. При этом отмечаются добавочные движения, повторения движений, перестановки, нарушения оптико-пространственных координаций.    

Многочисленные исследования физиологов и психологов доказывают, что состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждого национального языка.

         Слово является главным средством, которое усиливает действие музыки. Активизируя внимание, пробуждая фантазию, оно раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев чувства и не оставив след в памяти. Только в соединении со словом музыка приобретает свое воспитательное значение.

      Ритмичность –  важное свойство любого живого организма. Любые  ритмические   движения  активизируют  деятельность мозга человека, а также  его речевую функцию.  Развивающее чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки и стихов, сам, совершая ритмические движения, произнося слова в определенном ритме.

Темпоритмические показатели движений у дошкольников далеки от четкого соответствия слышимой музыке, в то же время все дети успешно повторяют ее основной контур. Тренировка движений под музыку существенно влияет на развитие точности восприятия и воспроизведения сначала общих движений, а потом речевых. Речевой ритм имеет физиологическую и психологическую основу. Как элемент звучания, он опирается на ритм дыхания, а как элемент коммуникации ритм соотносится со смыслом высказывания. Поэтому  с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием  речевых, музыкальных и двигательных способностей  детей в доступной для них  форме  ритмических  упражнений и игр.

Музыкальные средства коррекции.

Таким детям трудно чувствовать заданный ритм и передавать его в собственных движениях и пении (нарушения межполушарного взаимодействия), соответственно, задачей педагога является работа над темповыми характеристиками деятельности, развитием неречевого слуха, восприятием интонации, мелодики речи и музыкальных произведений.

Развитие чувства ритма – заключается в развитии умения воспринимать заданный ритм, чувствовать ритм исполняемой музыки, сопровождать музыку аккомпанементом, ритмично стуча или хлопая в ладоши. Средства для восприятия ритма: исполнение песен, опора на собственное движение; ходьба по залу под музыку разного характера, освоение пространства.

Развитие слухового внимания и восприятия – упражнения на различение контрастных тембров.

Отдельное внимание отводится игре на музыкальных инструментах – развитие моторных навыков, координации.

 Средства музыкальной выразительности (темп, ритм, высотное восприятие) используются мною для упорядочения характера и темпа движения ребенка. Это очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития, так как они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают моторное беспокойство. Музыкально-двигательные  игры помогают ребенку корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на появление экспрессивной речи.

Период дошкольного детства является наиболее оптимальным для развития чувства ритма, поскольку в этом возрасте достаточно быстро вырабатываются и закрепляются навыки как общих, так и артикуляционных движений.  Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций.

Среди  всех элементов логоритмики    в моей копилке особое место занимают   речевые игры и стихотворения с движениями, ритмизация стихов, речевое музицирование. Такие упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка , формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

   

 Предлагаю познакомиться с некоторыми примерами:

«Царапки»

Вот какой коташка,

круглая мордашка,

И на каждой лапке коготки-царапки.

Котик точит коготки, очень острые они.

А потом играет – мячик догоняет.

Руки согнуты перед грудью, качают головой впр-вл

Обводят ладонью вокруг лица

Сжимают и разжимают пальцы

Скребут пальцами по коленям

Стучат ладонями по бедрам

«Капуста»

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста? Если я - капуста!

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем, мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Ладони соединить «бутоном», покружить ими.

Сделать из пальцев шар.

Резкие движения ладонями вверх и вниз

Тереть кулачки друг о друга.

Интенсивно сжимать и разжимать пальцы

«Тики-так»

Тики-так, тики-так, так ходики стучат

Туки-так, туки-так, так колеса стучат.

Туки-ток, туки-ток, так стучит молоток

В высоком регистре: указат. пальцы подняты вверх и ритмично покачивают вправо-влево

Покачать ладонями или прижать ладони и покрутить в разные стороны

Стучать кулачками

«Снег»

Как на горке – снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

Поднимают руки вверх, два хлопка над головой

Приседают на корточки – два шлепка.

Поднимают руки вверх, два хлопка над головой

Приседают на корточки – два шлепка

Притопы.

Произносят шепотом, указ. палец возле губ.

«Ты, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмем и на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки!

С горки

упали!

От мороза убежали!

Идут в круг, грозят пальцем.

Идут из круга спиной, показывают двумя руками нос.

Ладошками «отгоняют мороз»

Кружатся вокруг себя притопами

Бегут по кругу, потирая ладони.

Останавливаются и поднимают руки вверх

Резко приседают, опускают руки.

Разбегаются, воспитатель ловит.

«Фома» (речевая игра со звучащими жестами)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка - на кошке

По кривой дорожке.

Фома песенки поет,

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали, в темный лес заехали.

В лесу мишка сидит и нас рычит:

- Р-р-р-р!

Притопы с хлопками.

Шлепки по бедрам.

Щелчки

Показывают руками кривую дорожку.

«Пружинка» с хлопками

Кружатся дробным шагом.

Присаживаются на корточки.

Убегают от «мишки»

«Разноцветный дождик»

Дождик, лей веселей!

Теплых  капель не жалей!

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап

Кап-кап! Кап-кап!

Будет, будет лето

В радугу одето!

Хлопки и притопы.

Руки вверх и покачивание, вниз и покачивание

Показывают на себя

Рука в сторону, другая в сторону.

Стучат пальцем по ладошке.

Руки на пояс, повороты корпуса

Соединить пальцы рук над головой, разводят в стороны

«Воробей»

Воробей, воробей,              

Не гоняй голубей!

Гоняй галочек                    

Из-под палочек!

Не клюй песок                      

Не тупи носок  

Пригодится носок                

Клевать колосок.

Ритмично хлопать в ладоши

Стучат поочередно по коленям.

Стучат по коленям кулачками.

Стучат пальчиками по коленям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР

Представление опыта работы музыкального руководителя по ЛОГОРИТМИКЕ на  с детьми с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

МО воспитателей детского сада Мастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»

МО воспитателей детского садаМастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Блоки Дьенеша для развития сенсорных эталонов и интеллектуальных способностей детей"

Данная консультация  разработана для ознакомления педагогов ДОУ с дидактическим материалом Дьенеша - методикой его применения для интеллектуального развития детей....

Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как средство развития речевой активности детей»

Использование средств мнемотехники в овладении детьми связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоря...

Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"

Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...