Консультация для воспитателей "Мнемотехника как средство развития речевой активности детей"
консультация по развитию речи

Сундеева Наталья Александровна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» — наклонившееся дерево.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:

для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках;

для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках;

для подготовительного к школе возраста -таблицы на 12-15 клетках.

Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.

 Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. 

Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; 
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; 
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1.Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2.Преобразование образов в символы.

3.Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4.Развитие мелкой моторики.

Мнемотаблицы  эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном  графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми необходимо разработать  и составить мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитать детям стихотворение, и провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память дошкольников укрепляется,  их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др. Существуют правила работы с мнемотаблицами:

1. Не использовать больше 2-х схем в день;

2. Число квадратов в схеме не должно превышать девяти;

3. Таблицы должны быть цветными, но главное понятными детям;

4. Занятия строятся по принципу от простого к сложному, от мнемоквадратов

до цепочек, и позже – к таблицам.

Применяются мнемотаблицы для обогащения словарного запаса, при обучении

составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании

стихов и при пересказах художественной литературы.

Работа с мнемотаблицами строится в три этапа:

1. рассматривание таблицы и разбор изображений;

2. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование);

3. пересказ или рассказ текста с опорой на таблицу.

Средства мнемотехники можно использовать в играх и игровых упражнениях,

что позволяет осуществлять работу более эффективно и гармонично.

Так как дети принимают «условность» легко, данная технология

многофункциональна и обладает вариативностью. Для преодоления

различных лексико – грамматических трудностей можно применять

следующие дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково»,

«Угадай – ка!», «Назови одним словом», «Маленький, большой, огромный»,

«Хлопни!», «Кулинар» и др.

Для развития логического мышления, памяти и внимания используются игры:

«Собери картинку», «Найди пару», «Что забыл нарисовать художник?»,

«Что лишнее?» и др.

Таким образом, использование средств мнемотехники в овладении детьми

связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать

причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоряет и облегчает

процесс овладения связной речью в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

Театрализованная Лего-игра, как средство развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

ИГРА  - ЭТО ВЕДУЩИЙ  ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА И ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»

Данная методическая разработка " Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста"  помогает при помощи экспериментирования разв...

Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как средство развития речевой активности детей»

Использование средств мнемотехники в овладении детьми связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоря...

Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "

Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "...