Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему

Ильина Светлана Викторовна

Представление опыта работы музыкального руководителя по ЛОГОРИТМИКЕ на  с детьми с Задержкой Психического Развития (ЗПР)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР.

1 слайд.

 Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных,  является преоритетной.

    Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс развития ребенка  в детском саду – позволяет  более эффективно преодолевать и корректировать  речевые нарушения.

        Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

2 слайд.  Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические упражнения позволяют решать следующие задачи:                      

  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование артикуляционной базы звуков;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
  • развитие коммуникативных качеств.

3 слайд. Вся система работы направлена на решение единой цели - профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки. 

4 слайд. В структуре занятий я использую различные виды деятельности:

  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения для развития музыкального слуха;
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • массаж биологически активных зон;
  • подвижные игры, драматизацию, мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию.

С некоторыми из них  мы сейчас с вами их познакомимся.

5 слайд.  Видео «Паровоз Антошка».

Надо помнить, что в следствие высокой эмоциональной нагрузки, логоритмические упражнения способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой   способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Мои наблюдения показали - то, что с трудом удается сделать при механическом освоении движения, достаточно быстро и эффективно достигается при эмоциональном, коммуникативном проживании соответствующего пластического образа в игровой ситуации.

6 слайд.         Фото:     Упражнение «Курица с цыпленком»

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия с использованием логоритмики необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям  приходят  «ожившие» игрушки бибабо, куклы различные театров.

7 слайд. Видео. «Цыплята».

8 слайд.  Фото

Использую различные атрибуты (ленточки, султанчики, погремушки, молоточки, мячи, флажки, самодельные музыкальные инструменты – «шумелки», «гремелки» и др).

9 слайд.  Фото.

10 слайд.  Фото.

11 слайд. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. 

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”) Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш” .

Снег.

С неба сыплет снего-вата, Это Туча виновата,
Что просыпала немножко  Белых хлопьев из лукошка

Это упражнение  можно сочетать с движениями рук, туловища, головы.

12 слайд. Артикуляционная гимнастика:

способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.

Например: Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)

  • “Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.
  • “Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.
  • “Ежик фыркает”. Вибрация губ.
  • “Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье).

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Съегирь снегиль снегирь

Воена волона ворона

Грухаль клухай

Речевые упражнения без музыкального сопровождения:

Скороговорки, чистоговорки.

13 слайд.  Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

Это упражнения, которые дают ребенку возможность ощутить разницу между напряжением мышц и их расслаблением.

Игра «ФОНАРИ»,

«Вечер» дети-фонари из положения стоя поднимают напряженные руки с ленточками  в стороны, кружатся – фонари загораются, затем поднимают их в  верх и удерживают их в таком положении несколько секунд до команды «Утро», по которой дети опускают расслабленные руки вниз вдоль туловища, раскачивая руками.

Игра «Животные, их детеныши» (тема “Домашние животные”)

Чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

14 слайд.          Фото с массажными мячиками.

Массаж биологически активных зон.

Очень хорошо использовать массажные мячики.

Ёжик выбился из сил- Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока, Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал, Нам «Спасибо!» пропищал.

15 слайд. Видео.         

16 слайд. Мимические упражнения:

способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

  Испуганный тушканчик.

                                                                   

17 слайд.  Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Упражнение: «Длинный и короткий клюв» (выполняем с бельевыми прищепками).
Маленькая прищепка:        
Чик-чирик, чик-чирик!-
                                         Что за гомон, что за крик?

Большая прищепка:        Клювов длиннее не видывал я,

Чем клюв у аиста и журавля.

Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

18 слайд. Видео «Семья».

Но чаще всего пальчиковые игры проводятся  под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового театра.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика помогают снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику.

19 слайд. «Трамвай» – коммуникативный  танец. Видео.

Ритмические упражнения, пение:

      Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включают в занятия коммуникативные игры или танцы.

20 слайд. Упражнения в игре на музыкальных инструментах.

В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности. Игра на музыкальных инструментах - игрушках способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты.

Например, игра «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.

 21 слайд.  Фото за столом с колокольчиками.

На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха использую колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже.

22 слайд. Фото. 

Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой.

23 слайд. Фото.

Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бебенчика и бубна.

24 слайд. Видео танец «Фантики».    

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

    Для поддержания интереса я использую разнообразные оркестры детских инструментов:

 

 Оркестр «Шуршалочки»  (листочки из гофрированной бумаги, «султанчики»  из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер – сюрпризов, фантики от конфет).

25 слайд.  Фото.

Оркестр «Ложкари»  (ложки разных размеров)

26 слайд. Фото

Оркестр «Бубенцы» (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)

27 слайд. Фото

Оркестр «Копытца» (деревянные кубики, грецкие орехи).

28 слайд.  Видео.  

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Очень хороший результат дает использование песен – повторялок.

29 слайд  фото.

Упражнения на релаксацию.

Каждое  занятие      по  логортмике    включает  в  себя  упражнения  на  релаксацию  под  музыку,  (помогающие  детям  снять  напряжение,  нервную  нагрузку).

Плещется вода морская,
Мы с тобою загораем,
Ловим ласковое солнце,
Лета сказочный момент,
Моря тёплые ладони,
Нежно гладят моё тело,
Я под солнцем загорела,
Не узнаете меня,
Звучит спокойная музыка, переплетаясь с шумом моря.

30 слайд. Взаимодействие с родителями.

Одним из главных принципов успешности работы является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Взаимодействуя с детьми, определяю уровень актуального и зону ближайшего развития и учитываю темп усвоения материала конкретным ребенком. Данный подход обеспечивает необходимый комфорт и поддержку. Очень важным считаю привлечение к пониманию значимости логоритмики родителей воспитанников. Их заинтересованность и активное участие в данном процессе помогает достичь лучших результатов. С этой целью провожу для них консультации,  приглашаю на занятия.         

 Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель  сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель (логопед) продолжает эту работу занятиях и в игровой деятельности детей.

Подводя итоги,  хочу сказать, что дифференцированное использование на музыкальных занятиях  элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста.

тема " Дидактические и логические игры как средство развития творческих и умственных способностей детей дошкольного возраста"...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста

Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...

«Лэпбук» как средство развития коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста, а также развития их творческих способностей в условиях ФГОС

Данная статья рассказывает о создании и значении «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей, ра...

Статья "Маршрутные игры – эффективное средство развития познавательных и двигательных возможностей детей дошкольного возраста"

В  статье говорится о том, какие современные игровые технологии можно использовать  в работе  с дошкольниками для развития познавательных и двигательных возможностей....

Статья "Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый....