Речевое развитие детей 3-4 лет
консультация (младшая группа)

Стародубцева Алёна Александровна

Обобщенная информация на тему речевого развития детей 3 – 4х летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям, учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Речевое развитие детей 3 - 4 лет"

Цель: Познакомить родителей с характерными особенностями развития речи детей 3 – 4х лет; нормами речевого развития детей данной возрастной группы; отклонениями в речевом развитии; методами развития речевых навыков; речевыми играми для детей данной возрастной категории.

Характерные особенности развития речи детей в 3 – 4 года

1. Ребенок 3х лет практически не допускает аграмматизмов в речи.

2. Почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов.

3. Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи.

4. Правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и т.п.

5. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.

6. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.

7. В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем лопаткой, значит она - копатка).

9. Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.

10. Если у ребёнка сформировано положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он еще не может.

11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.

Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 - 4 лет.

1. Ребёнок должен знать и проговаривать собственные имя, отчество и фамилию.

2. Называть имена близких родственников и друзей.

3. Воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию.

4. Говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные.

5. Распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны).

6. Находить признаки предмета: окно прозрачное, стул деревянный, лимон кислый.

7. Называть действия: мальчик ест, кошка мяукает, дети кричат.

8. Точно повторять услышанное, пересказывать (допуская непоследовательность).

9. Разговаривать громко и тихо.

Отклонения в речевом развитии ребёнка 3 – 4 лет.

Вас должны насторожить следующие показатели:

1. Ребёнок часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону.

2. Наблюдается сильное течение слюны.

3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или медленно (словно нарочито растягивая слова).

4. Речь ребёнка не разборчива.

5. Нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями.

6. Не выполняет простые словесные команды (открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).

7. Не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.

8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» - «за», «иди» - «ди», «смотри» - «апи».

9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в которых сохранены только части слова: «ако» - «молоко», «дека» - «девочка».

10. "Глотает" окончания слов.

11. Произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов.

12. Не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми.

Методы развития.

Приведенные ниже рекомендации помогут родителям развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно.

1. Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.

2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребёнка.

3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему происходит.

4. Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).

5. Обращайте внимание на правильность произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.

6. Обучайте ребёнка говорить правильные окончания в словах.

7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять.

8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

9. Рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним.

10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории, просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие вопросы.

12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки.

13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).

15. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять ребёнка.

Речевые игры.

 «Что где лежит?»

Цель: расширение словарного запаса, ориентировка в пространстве.

Ход игры: родитель называет предмет и предлагает ребёнку ответить, куда его можно положить.

- Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

- Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу).

- Вова вымыл руки и положил мыло ...Куда? (В мыльницу).

«Это съедобное или нет?»

Цель: расширить словарный запас, тренировать речевое внимание.

Ход игры: родитель бросает ребенку мяч и называет любое слово (существительное), ребенок должен решить: поймать его (значит съесть) или нет.

«Чем отличаются предметы?»

Цель: учить различать предметы по характерным признакам, расширять словарный запас.

Ход игры: родитель предлагает рассмотреть две игрушки (сначала разные, потом всё более похожие). Ребенок перечисляет отличия.

Два медведя, один большой черный, другой маленький коричневый.

- Назови, кто это и чем они отличаются.

- Это медведи. Один медведь большой и черный, а второй маленький и коричневый.

«Опиши предмет»

Цель: расширять словарный запас, развивать логическое мышление.

Ход игры: родитель предлагает ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). В ходе игры родитель учит ребёнка давать развернутую характеристику предмета (сначала называем класс предмета, его составные части, потом форму, цвет, размер, материал, функции предмета). Необходимо использовать предметы и слова, доступные пониманию ребёнка, наглядно демонстрировать всё, о чём рассказывается. Задавать наводящие вопросы, помогать (в случае затруднения) с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

«Какой, какая, какое»

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: родитель предлагает ребёнку поиграть со словами.

- Я назову предмет, а ты скажи какой он.

- Яблоко какое?

- Круглое, красное, большое, вкусное и т.д.

Сначала используются предметы, находящиеся перед глазами ребёнка (игрушки, мебель, одежда). Взрослый задает наводящие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...