Родительское собрание "Готов ли ваш ребенок к школе?"
статья (подготовительная группа)

Родительское собрание в подготовительной группе на тему "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Готов ли ваш ребенок к школе?

        Поступление детей в школу – переломный момент в их жизни. Ожидание      начала школьных занятий – это радость, и большая тревога. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

      Нельзя забывать о том, что с приходом в школу ребенок попадает в новый коллектив своих сверстников. Готовить ребенка жить в коллективе надо еще до школы. В детском саду навык общения формируют. Дети, в основном,  умеют общаться. Дома нужно его поддерживать и развивать. Если ребенок не ходит в детский сад, если общается только с родителями, не знает правил общения со сверстниками, то самый умный и развитый ребенок может оказаться изгоем в классе. Поэтому главная задача – формировать умение общаться в игре, в учебной деятельности. Если этого нет, то первоклассник может столкнуться отторжением сверстниками, с непониманием ситуаций общения с учителями. Так, даже у успешного ребенка, начинаются проблемы.

       Как правило, дети хотят идти в школу, но встречаясь с первыми трудностями, их желание угасает. Рекомендуется детей положительно настраивать на школу:

  • - В школе ты узнаешь много нового, интересного!
  • - У тебя появится много новых друзей!
  • - С 1 сентября ты начинаешь трудиться, как трудятся твои родные!
  • - Теперь ты у нас стал взрослым, у тебя появятся новые трудовые обязанности.    

       Очень важна для успешного обучения в школе привычка к дисциплинированному поведению,  прилежание и аккуратность. Важно уже задуматься над тем, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям взрослых, умеет ли внимательно слушать, всегда ли он усидчив, доброжелателен. Для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, самостоятельность, инициативность, организованность. Организованность и самостоятельность проявляется и  в малом,  и в большом : имеет ли ребенок без подсказки взрослых все необходимое  для прогулки, игры ; умеет ли выполнить просьбу, поручение ; убрать на место вещи, игрушки ; соблюдает ли режим дня. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что при формировании инициативности важно:  

- уйти от инструктивного воспитания, когда вся жизнь ребенка подчинена инструкциям взрослых.

- поощрять любую инициативу, если она вам кажется никчемной, похвалить, раскрыть ее достоинства и предостеречь, если есть недостатки.        

Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед самим собой. Ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него не получится. В процессе развития его надо хвалить, даже если не все получается, разбирать и анализировать неудачи. Важно все время искать, за что можно похвалить ребенка. Не формируйте страх перед учителем, перед учебным заданием.

Перед всеми  родителями обязательно возникает вопрос : «Какими знаниями должен обладать ребенок, чтобы первый школьный год прошел легко?» Ребенок перед школой не обязан хорошо уметь читать, писать и считать. Но он должен быть готовым учиться читать и писать, как только он пришел учиться в школу, а это разные вещи. Если же вы решили до школы научить ребенка читать, начните с того, чтобы ребенок научился слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. В этом возрасте слова для них выступают как обозначения предметов, действий, понятий. Попробуйте спросить ребенка: « Какие слова похожи – рак, мак или незабудка?» Ребенок скажет: « Мак и незабудка». Он не заметил слова и не нашел сходство между раком и маком, Совсем другую картину вы увидите, как только научите вслушиваться в звуки речи.

Развитие речи.

До школы необходимо сформировать речь, чтобы ребенок смог пользоваться ею при обучении в школе. Если нет устной речи – не будет и письменной, даже если он будет писать идеальные крючочки и палочки. Развивайте речь ребенка. Больше читайте ему книги, пополняя словарный запас, и беседуйте по прочитанному, задавайте вопросы, предложите пересказать  прочитанное. Составляйте рассказ по  картинкам. Ребенок должен уметь составлять рассказ не менее чем из 5-6 предложений. Необходимо, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, чтобы он умел выражать свои мысли. Хотелось бы посоветовать вам, уважаемые родители.

*Дать своему ребенку знания о своей семье, Ф.И.О. родителей, бабушек, дедушек, место работы.

* Дать сведения о самом себе (сколько лет, дом. адрес.)

* Дать сведения о своем родном городе, крае, стране.

* Знать последовательность времен года, частей суток, дней недели.

Письмо.

Чтобы ребенок писал графически правильно, необходимо до школы научить его правильно держать ручку. У ребенка еще слабая рука, плохо развита мускулатура. Помогает развитию мелкой мускулатуры лепка из пластилина, вырезание из бумаги, ткани или картона разных фигур, выкладывание мелкой мазайки, штрихование фигур, раскрашивание. Все это и есть подготовка руки к письму.

В школе есть еще один предмет, к которому родители начинают готовить ребенка задолго до поступления в школу – математика.

         Дети должны знать:

1. Счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

2. Называть соседей числа, следующее число, предшествующее.

3. Уметь сравнивать числа, знать понятия « больше», «меньше», «столько же».

4. Сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями «шире – уже»,

     «выше – ниже», « длиннее – короче», «тяжелее – легче».

5. Знать геометрические фигуры.

6. Уметь классифицировать фигуры по форме, размеру и цвету.

7. Ориентироваться в пространстве – вверх, вниз, вправо, влево.

8. Решать элементарные задачи.

Правила культуры поведения.

Должны знать и уметь выполнять распорядок дня дома и связанные с ним гигиенические процедуры. Уметь выполнять работы по самообслуживанию. Знать и уметь выполнять правила общения со взрослыми и сверстниками, правила поведения в общественных местах, дома.

Итак, ваш ребенок идет в школу. Вы готовили его к этому событию несколько лет, постепенно и терпеливо. Вы добились главного : ему интересно заниматься, он любит узнавать новое, он хочет учиться. Желаем успехов в вашей общей с ним новой, интересной школьной жизни!  

Помните, дошкольник имеет право не только задавать вопросы, но и попросить о помощи родителей. Не отказывайте детям в помощи, особенно в первый важный год обучения в школе.

Как определить на вскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

1. Мотивационная готовность.

Вы можете предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

2. Волевая готовность.

Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.

Волю можно тренировать в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные игры, например «зеркало»: стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение.  Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!

3. Интеллектуальная готовность к школе.

Подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

 Механическая память и логическая память. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через 1 час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Логическая память. Чтобы ребенок умел логически излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.

        Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы … хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться – вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немало душевного участия и труда.

        Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

        Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

        Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен. Что умеет и к чему склонен.  Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь ценим себя по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

        Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

        Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам. Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми.

ТЕСТ для дошкольников

«Хочу ли я в школу»

Обратиться к ребенку «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксировать его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставить плюс. Если нет – то оставить место пустым.

  1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
  2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
  3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
  4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
  5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
  6. Когда я пойду в школу – буду хорошо учиться.
  7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
  8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
  9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
  10.  Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Подсчет результатов

1-3 балла – ребенок полагает, что не плохо живет и без школы. Взрослым следует задуматься.

4-8 баллов – да, хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первых строках (1,2,3,4,5), то ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй половине строк (6,7,8,9,10),то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.

9-10 баллов – прекрасно, если ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значимость детско - родительских отношений для социализации ребенка

Методический материал по детско- родительским отношениям...

Родительское собрание: "РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - ЖИЗНЕННАЯ ОПОРА РЕБЕНКА".

Родительское собрание: "РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ - ЖИЗНЕННАЯ ОПОРА РЕБЕНКА"...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

Выступление на родительском собрании (средняя группа) «Ребенок с речевыми проблемами в семье. Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»

Выступление на родительском собрании (средняя группа)«Ребенок с речевыми проблемами в семье.Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

   Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемойвовлечение родителей в образовательный процесс детского сада,налаживанием взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.Имен...