Использование коммуникативных игр в музыкальном воспитании дошкольников
консультация

Провоторова Анастасия Александровна

Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная в настоящее время. В работе с дошкольниками мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Одним из таких приёмов являются музыкальные игры, которые и развивают коммуникативные способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование коммуникативных игр в музыкальном воспитании дошкольников

Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная в настоящее время. В работе с дошкольниками мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Одним из таких приёмов являются музыкальные игры, которые и развивают коммуникативные способности. В условиях реализации ФГОС именно игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

Какова же польза в развитии детей дошкольного возраста коммуникационных игр? 

Во-первых, они обеспечивают быструю адаптацию.

Во-вторых, они вызывают эмоциональную разрядку. Негативные и положительные чувства должны находить выход, иначе они вызывают стресс. В процессе игры ребенок не только избавляется от лишней энергии, но и выплескивает свои эмоции, что вызывает расслабление.

В-третьих, способствуют развитию мимики и жестов. В ходе игры дети учатся доступно выражать свои эмоции.

В-четвертых, улучшают детское воображение, развивает творческие способности. 

В детском коллективе всегда есть так называемые «звёзды», а также «пренебрегаемые» и «изолированные». Дети с высокой популярностью могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «изолированные» становятся более замкнутыми. Игры со сменой партнёров снимают эти барьеры. Дети с заниженной самооценкой в таких играх чувствуют себя полноправными членами коллектива.

Некоторые коммуникативные музыкальные игры предполагают элементы индивидуального исполнения. Разумеется, не каждый ребенок сможет выйти в круг и станцевать. Можно предложить застеснявшемуся ребенку разные варианты действий: потанцевать вместе с взрослым, с другим ребенком, не выходить в круг, вообще выйти за круг, как бы спрятавшись от детей. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей.

Разучивая игры, дошкольники знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций. В этих играх нет разделения на исполнителей и зрителей, все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. 

Кроме этого в игровой форме происходит и развитие музыкальных способностей детей: чувство ритма, муз. восприятия, памяти, закрепляются некоторые более сложные ритмические движения и таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей воспитанников.

Все коммуникативные игры можно поделить на группы: игры – хороводы, игры в парах, игры со сменой ведущего, игры – импровизации, игры – потешки, игры – драматизации, игры – диалоги на инструментах.
Коммуникативные музыкальные игры – это синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. 

Примеры игр, используемых для развития коммуникационных навыков в музыкальном воспитании:

«Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями. На завершающей стадии игры педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры меняются ролями («теперь ты – зеркало»).

«Танец с платками»

И. П.: дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки. С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем дети встают в пары и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

«Водитель и машины»

Дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. В процессе игры дети меняются ролями. Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаз, проверяя, правильно ли ведет водитель, т. е. полностью довериться своему партнеру по игре. Водитель же должен вести свою машину аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Это проговаривается воспитателем перед началом игры как ее правило. На заботливый, бережный лад водителя может также настроить музыкальное сопровождение.

Вывод

Использовать данные игры можно в самых разнообразных формах работы – и на праздниках, и на развлечениях, и при непосредственной музыкальной деятельности, и в качестве динамической паузы и в работе с родителями. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать отношения с ребенком, у них укрепляется чувство уверенности в своих силах и мудрости. Каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни.

Консультацию подготовил:

музыкальный руководитель – Провоторова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "Сказкотерапия" в музыкальном воспитании дошкольников

В работе обозначена формулировка проблемы, систематизирована теория, говорится о внедрении технологии в деятельность дошкольников....

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...

Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников

Чтобы музыкальные занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия  в них, нормой музыкальной жизни в детском саду становится применение инновационных технологи...

«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Я – музыкальный руководитель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Алёнушка», хочу поделиться опытом своей работы с детьми....

Статья «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопрос...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников.

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои ...

Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».

laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...