Ритмика
консультация (старшая группа)

Пятаева Ольга Викторовна

"Что такое ритмика?" Если рассматривать ритмику с научной точки зрения, то можно сказать, что это раздел теоретического учения в музыке, отвечающее за ритм, его понимание, восприятие, реагирование. Однако с точки зрения детского развития, ритмика – это практические занятия, которые очень напоминают уроки танцев, но при этом в течение урока акцент ставится на восприятии ритма. Ритмика - это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку. Ритмика - это выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Ритмика закладывает надѐжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребѐнка. Профессор Крестовников в "Очерках о физиологии физических упражнений", писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода. Занятия "Ритмикой" оказывают положительное влияние на организм детей: профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно-необходимых двигательных умений и навыков; улучшение телосложения; выработка привычки заниматься физическими упражнениями на всю жизнь; развитие двигательной памяти. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации и т.д. Отсюда следует вывод, что, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно и речи. Во многих детских образовательных учреждениях ритмика преподается как самостоятельный предмет или как составляющая таких занятий как пластика, хореография. Однако следует отметить, что занятия ритмикой не подразумевают заучивания определенных танцевальных связок или движений. Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений. Для занятий ритмикой очень важным, если не первостепенным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии. Также следует отметить, что музыка, используемая для занятий ритмикой, должна быть разнообразной с точки зрения исполнения. Очень хорошо, если на разных занятиях будут проигрываться как фонограммные записи, так и мелодии живого аккомпаниатора. Ведь это также позволит ребенку понимать, что музыка бывает разной. Кроме того, выполнение заданий по аккомпанемент может менять уровень сложности прямо по ходу занятия, в зависимости от того, как играет музыкант. Важным в занятиях детской ритмикой является элемент игры. Ведь само по себе обучение вряд ли привлечет малышей. Превратив урок в игру, взрослые получат большую отдачу. Очень часто именно по этой причине, сценариями танцев являются сказки про лес и деревья, времена года, жизнь зверей. Или же используются специальные фонограммы, разработанные специалистами, где под музыку сразу произносятся интересные задания для малышей. Занятия ритмикой можно проводить и в домашних условиях. Для этого необходимо приобрести музыкальные записи и уделять уроку несколько часов в неделю. Однако, если ребенок не имеет предписаний по каким-то причинам быть изолированным от детского общества, старайтесь все же приводить его заниматься в группу. Ведь коллективные занятия пройдут не только веселее и интереснее для малыша, но также помогут ему раскрепоститься, найти новых друзей, получать первый опыт общения в социуме. Польза от занятий ритмикой Кроме того, что занятия ритмикой забавляют ребенка и приносят ему радость, существует множество факторов, почему данные уроки обязательно следует включить в образовательную систему ребенка. К основным из них можно отнести:  Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.  Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.  Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.  Благодаря занятиям развивается творческая активность.  Ребенок учится выражать свои эмоции, контролировать душевное состояние, адекватно реагировать на ситуацию.  Занятия ритмикой являются хорошей физической и эмоциональной разрядкой для активных деток.  Занятия ритмикой помогают раскрепоститься застенчивым деткам. На занятиях используются различные виды упражнений: 1) Упражнения на ориентировку в пространстве: - освоение образно-пространственной ориентировки - освоение действий с предметами 2) Ритмико-гимнастические упражнения - выработка необходимых музыкально-двигательных навыков - формирование умений двигаться «всем телом» - разучивание танцев и танцевальных движений 3) Развитие мелкой моторики, игры под музыку - пальчиковые игры - развитие жестового общения, образного перевоплощения - инсценировка детских песенок и сказок Занятия включают в себя: ходьбу, бег, прыжки; танцевальные движения; имитация звуков животных координировано с движениями под музыку; дыхательные упражнения; упражнения для развития мышечного тонуса; счетные упражнения; элементы аэробики; упражнения с предметами; речевые двигательные упражнения с предметами и без; вокальные упражнения; слушание музыки; игровые упражнения; игра на шумовых музыкальных инструментах и т.д. Тем самым, ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, улучшается речь, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности. Основные правила проведения занятий ритмикой Отдав ребенка на занятия ритмикой, понаблюдайте за ним первое время. Если занятия проводятся в соответствие со всеми правилами и нормами, то ребенок со временем станет более открытым в своих эмоциях, выражениях чувств, скачки настроения уменьшатся как в качественном, так и в количественном параметрах, малыш чаще будет стараться выразить свои мысли, используя образы. Если же какие-то правила проведения занятий не соблюдаются, то Вы, либо вообще не заметите изменений, либо же постепенно увидите, что ребенок начинает грустить, замыкаться в себе, перестает любить музыку. В таком случае, следует посетить занятия лично и проверить, как они проводятся. К основным правилам занятий ритмикой с малышами можно отнести: Для каждого занятия важно правильно подобрать музыкальное сопровождение. Слишком сложные задания вызовут отторжение в сознании малыша, а слишком легкие не принесут результата. Проводить занятия ритмикой следует в игровой форме, чтобы максимально привлечь внимание и желание ребенка. Необходимо учитывать пожелания детей, не пытаться играть роль неоспоримого и непоколебимого лидера. Воспитатель не имеет права давить на детей «авторитетом взрослого» и не позволять им выражать свои мысли и чувства. Взрослые должны общаться с малышами по-дружески. Ни в коем случае на занятиях нельзя использовать приказной тон или ругать ребенка. Делайте замечания в понятной, доступной для ребенка форме, чтобы он четко понимал, что и почему он делает не так и пытался это исправить, а не обижался. Усложняйте задачу по мере прохождения предыдущих этапов. Ритмика создаѐт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Логопедическая ритмика - занятие или игра?

При организации комплексного коррекционного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи мы придерживаемся принципа «разносторонности усилий», в котором особую роль отводим взаимодополня...

Речедвигательная ритмика

Речедвигательные упражнения, направленные на вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков речи...

Значение ритмики и хореографии в системе оздоровительного воспитания дошкольников

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются ...

статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"

Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.

Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....