Статья
статья (подготовительная группа)

Гуляева Людмила Викторовна

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

 СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

В последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой, С.А. Мироновой в области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической деятельности.

В дошкольном образовании один из принципов ФГОС ДО: речевое развитие детей, целью которого является развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Дети дошкольного возраста с большим интересом познают новое, неизведанное. В процессе ознакомления с окружающим дети задают вопросы взрослому, получают систематизированные знания о причинно-следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. На занятиях по развитию речи дети знакомятся с художественной отечественной и зарубежной литературой, организуются игры (словестные, театрализованные, сюжетно-дидактические). Между детьми и взрослым происходит диалог. Все это оказывает положительное влияние на развитие грамматического строя речи детей.

Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и свойств личности, появление психических новообразований, характерных именно для дошкольного возраста, происходятв процессе ведущей деятельности. Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В.С. Мухина утверждает, что «игра оказывает большое влияние на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения» Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Сущность сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Дети постоянно, находясь в игровой среде, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи.

Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие авторы. По их мнению, эффективным средством развития речи является сюжетно-ролевая игра, а, следовательно, процесс развития речи в данной игре будет проходить эффективно.

При достаточном исследовании и разработке приемов формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей в процессе игровой деятельности изучена не полностью. Недостаточно исследований, направленных на изучение диалога, диалогической речи, как компонента системы взаимодействия для детей старшего дошкольного возраста. Это определяет актуальность нашего исследования.

Развитие речевых способностей, наряду с интеллектуальными, составляет основу построения программ дошкольного обучения. Это обусловлено тем, что речь и степень ее развития являются критерием оценки умственных способностей ребенка. Речевое развитие по стандартам ФГОС в дошкольном образовательном учреждении включает:

  • Навыки владения речью, как основным средством общения и культуры;
  • Расширение, имеющегося словаря, предназначенного для активного практического применения в речи;
  • Ориентация на развитие грамотной речи, построение верных диалогов и монологов; Формирование творческих речевых навыков;
  • Постановка интонации и фонематического слуха;
  • Ознакомление с детской литературой, восприятие ее на слух, понимание жанровых различий;
  • Развитие аналитических навыков звукового и грамматического содержания.

Речевое развитие требует особого подхода и применения новых методик, поскольку традиционные не приносят должного эффекта и не способствуют качественному развитию речи детей. Стандартный прием рассказа педагога и воспроизведение его детьми, приводит к снижению познавательной заинтересованности детей в этом процессе, поскольку это скучное и неинтересное занятие быстро им надоедает, а повторение текстов оказывается несколько искаженным.

Дети старшего дошкольного возраста предпочитают рассказывать о прожитых моментах, которые вызвали у них различные эмоции, им всегда интересно рассказать о новом подарке, о своем любимом домашнем питомце или же о своей игрушке. Однако у них нет желания и недостаточно терпения, для того, чтобы выслушать собеседника.

Желание общаться с ровесниками является важным признаком созревшей способности общаться. Развитие речевой (диалогической) способности разбирает такие главы, как овладение языком и умение применять язык для общения в различных коммуникативных ситуациях.

Особенности диалог заключаются в использовании языкового оформлении и стиле речи. В диалогической речи широко употребляются междометия, вводные слова и простые конструкции.

Дети старшего дошкольного возраста предпочитают рассказывать о прожитых моментах, которые вызвали у них различные эмоции, им всегда интересно рассказать о новом подарке, о своем любимом домашнем питомце или же о своей игрушке. Однако у них нет желания и недостаточно терпения, для того, чтобы выслушать собеседника.

В диалоге с ровесником дети находятся в равном состоянии. В этот момент дошкольники учатся: контролировать друг друга и себя, задавать вопросы, отвечать на вопросы, логически выстраивать текст и рассуждать по темам разговора.

Кроме того, при общении с ровесниками, дети нуждаются в помощи взрослых. Для плодотворного, наполненного по содержанию детскому диалогу необходимо придерживаться определённых условий для совместной деятельности, контакта в играх и повседневности.

С начала развития ребёнок пользуется речевыми навыками для коммуникации. Однако разговор строится только с самыми близкими людьми и взаимодействие ребёнка в этом случае возникает по конкретной ситуации, где взаимодействуют ребенок и взрослый. Коммуникативное взаимодействие в определённой ситуации о тех или иных действиях происходит с помощью ситуативной речи. В данной речи представлены вопросы, появляющиеся во время знакомства с новыми предметами и явлениями или при совместной деятельности.

Отметим, что развитию речи и речевому общению способствует эмоциональная чувствительность ребенка, а также взаимодействие со взрослыми. Эмоции играют важную роль в развитии таких процессов, как: эмоциональные и когнитивные. Речь предоставляет для ребенка возможность управления собственными эмоциями и помогает развивать мышление.

Результаты исследований Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой нашли отражение в программе, в которой реализована идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и речевого воспитания. Так, развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление .

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в жизни дошкольника. Достигая наивысшего расцвета именно в этот период, игра неразрывно связана со становлением форм общения детей со взрослыми и сверстниками

Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом.

Сюжетно-ролевая игра способствует:

  • закреплению навыков пользования инициативной речью,
  • совершенствованию разговорной речи,
  • обогащению словаря,
  • формированию грамматического строя языка и т. д.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей свидетельствует о том, что обогащается словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.

Вывод по статье:

Таким образом, между речью и сюжетно-ролевой игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в ней, а с другой стороны, сама сюжетно-ролевая игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их, словом он пользуется, и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды сюжетно-ролевой игры создаются с помощью слова. Являясь средством активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевая игра обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и проявление собственной активности каждым ребенком, согласовывать свои действия, сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения, четко и понятно излагать свои чувства, впечатления, знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...