ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»
проект (младшая группа)

ПРОЕКТ «Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klub_molodyh_roditeley.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

ПРОЕКТ

«Инновационные формы работы с родителями в младшем дошкольном возрасте»

                                                         

                                                               Разработала воспитатель

младшей группы:

 Штанникова Е.В.

г. Гагарин

2017-2018 уч. год.

Актуальность проекта

Одним из важнейших аспектов требований ФГОС ДО является необходимость создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Важным принципом дошкольного образования является партнерство. Поэтому одна из важных задач стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В этом современным родителям могут оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребёнка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а так же положительный опыт каждой семьи. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать  формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.


Паспорт проекта

Тип проекта:  информационно- творческий

Направление проекта - социально-личностное.

Срок   реализации – долгосрочный (сентябрь 2017- май 2018)

Участники проекта:   воспитатели, родители, дети, узкие специалисты.

Целевая группа: воспитанники и родители (законные представители).

Цель проекта - вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений. 

Задачи:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

- Апробировать нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного развития ребенка.

- Объединить усилия для развития и воспитания детей.

- Выявить и реализовать потребность родителей в педагогических знаниях.

-Создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.

- Вовлечь родителей в участие в воспитательно - образовательном процессе через совместное творчество.

- повышение педагогических умений педагогов: (планирование работы с родителями, самообразование педагогов, консультации, педагогический опыт).

Проблема - непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие  родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить, красиво одеть, но и общаться с ним. Научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство  развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: сентябрь 2017 г.

Основной этап: октябрь-апрель 2017-2018 г.

заключительный этап: май 2018 г.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Познавательные. 

Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Форма проведения: Клуб молодых родителей, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков в воспитании детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям.

Наглядно-информационные

 Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Форма проведения: Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Родители в качестве гостей посещают занятия, они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители часто бывают активными участниками педагогического процесса.

Информационно – аналитические

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Форма проведения: Проведение социологических опросов; «Почтовый ящик», в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются ответы специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться мыслями.

Развлечения.

 Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Форма проведения: совместные досуги, праздники, выставки, игры.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта:

-Приобретение детьми и родителями опыта партнерского и доверительного отношения друг с другом.

- Организация психологически комфортного взаимодействия с семьями воспитанников.

-Повышение педагогической и психологической культуры родителей.

-Построение образовательного процесса на основе партнерских взаимоотношений всех его участников взрослых (родители, педагоги) и детей.

- Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

- Выявление, обобщение, распространение педагогического опыта взаимодействия с семьей.

- Создание условий для профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства педагогов в процессе реализации проекта.

- Активное участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (конкурсы, в подготовке и проведении праздников и развлечений, благоустройство детского сада и развивающей среды ДОУ).

План реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание

Участники

Подготовительный

сентябрь

- Изучение литературы по данному вопросу,

- Знакомство с современными подходами и формами  взаимодействия семьи и  ДОУ,

- Разработка новых  интерактивных форм работы с родителями.

 - Составление плана проекта

- Анкетирование родителей (приложение 1)

- Составление социологического портрета семей воспитанников (приложение 2)

воспитатели

родители

Основной

Октябрь – апрель.

Приложение 3

-  Клуб молодых родителей

- Изготовление физ. оборудования

-  Фотовыставки

-  Акции

- Копилка добрых дел

 -  Стенгазеты

- Консультации

- Мастер-классы

- Праздники и развлечения

- Тренинги

-Почтовый ящик

- Дни открытых дверей

- Творческая гостиная

воспитатели специалисты родители дети.

Заключительный

Май

Итоговое мероприятие: «Мама, папа, я – дружная семья»

Воспитатели

родители

дети

Приложение №1.

Анкета для родителей "Давайте познакомимся"

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

1.Ф.И.О. ребенка

__________________________________________________________________

2.Дата рождения

_______________________________________________________________

3. Домашний адрес(проживания и регистрации), телефон

________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сколько детей в семье? Какой ребенок по счету в семье?

________________________________________________________________

5. Мать

Ф.И.О., год рождения

______________________________________________________________

Образование, специальность

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Место работы, телефон, рабочий телефон

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Отец

Ф.И.О., год рождения

_______________________________________________________________

Образование, специальность

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Место работы, телефон, рабочий телефон

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Является ли Ваша семья:

Многодетная_______________________________________________________

Малообеспеченная__________________________________________________

Малоимущая_______________________________________________________

Получаете ли вы детское пособие_____________________________________

8. С кем проживает ребенок?

__________________________________________________________________

9. Ф.И.О. членов семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Другие дети в семье (их возраст, взаимоотношения ребенка с ними)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11. Как вы называете своего ребенка дома?

__________________________________________________________________

12. К кому из членов семьи ребенок больше привязан?

__________________________________________________________________

13. Часто ли ребенок болеет?

__________________________________________________________________

14. Основные виды игр и занятий дома

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

15. Легко ли рассмешить ребенка?

_______________________________________________________________

16. Какие игрушки любит, кто их убирает?

__________________________________________________________________

17. Любимая пища?

__________________________________________________________________

18. Нелюбимая пища?

__________________________________________________________________

19. Есть ли у ребёнка аллергия (на что)?

__________________________________________________________________

20. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)?

а) активен,

в хорошем настроении

б) с капризами

21. Часто ли в вашем доме бывают гости (редко, один раз в неделю, один раз в месяц)?

__________________________________________________________________

22. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения?

__________________________________________________________________

23. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

а) активен,

б) лидер

в) легко присоединяется к играющим

г) испытывает трудности

24. Любимые занятия, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование

б) подвижные игры, физическая активность

в) книги, познавательные игры

г) другое __________________________________________________________

25. Часто ли капризничает ваш ребёнок?

__________________________________________________________________

26. Что может вызвать гнев у ребёнка?

__________________________________________________________________

27. Наказываете вы ребенка? Если да, то как?

________________________________________________________________

28. Какие меры поощрения вы применяете?

________________________________________________________________

29. Кто занимается воспитанием ребёнка?

________________________________________________________________

30. Кто гуляет с ребёнком?

__________________________________________________________________

31. Кто будет забирать ребёнка из детского сада?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

32. Жилищные условия: квартира, кирпичный дом, деревянный дом, съёмное жильё, общежитие.(нужное подчеркнуть).

33. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.)

________________________________________________________________

34. Что вы ожидаете от детского сада?

__________________________________________________________________

35. Какую помощь можете оказать группе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

36. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

37. Ваши пожелания

                                                                                                   Приложение №2

Социологический портрет семей воспитанников

Группа № 7 1младшая

Социологические данные о семьях

Число детей в группе

мальчиков

девочек

Полных семей

Неполных семей

Семей с одним ребёнком

Семей с двумя детьми

Семей более чем с двумя детьми

Работающих матерей

Неработающих матерей

Матерей со средним, средним специальным образованием

Матерей с высшим образованием

Отцов со средним, средним специальным образованием

Отцов с высшим образованием

Семей, проживающих отдельно

Семей, проживающих с родителями жены или мужа

Семей русских

Семей других национальностей

Вывод: Исходя из особенностей семей моих воспитанников, я отметила, что дети  растут, в основном в полных, благополучных семьях со средним и выше среднего уровнем доходов. Образовательный уровень родителей высокий. Для того чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий. Приобщить  родителей к участию в жизни группы детского сада через поиск и внедрение инновационных форм работы. С этой целью был разработан план работы с родителями на учебный год.


Приложение №3

Перспективный план работы с родителями в 1-ой младшей группе.

Месяц

Форма работы

Тема

Цели

Сентябрь

Родительское собрание.

«Давайте познакомимся»

Познакомить родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Выбор родительского комитета. 

фотовыставка

«Вместе с мамой», «Первые дни в детском саду»

Создание праздничного настроения.

Анкетирование

«Сведения о семье и ребенке»

Создание информационного банка о семье.

Сбор данных для составления социального паспорта группы .

Консультация

«Ребенок на дороге»

Проконсультировать родителей по данному вопросу

Октябрь

Клуб молодых родителей

«Возрастные и психологические особенности детей 2-3 лет»

Установление тесного контакта с каждой семьей, вовлечение родителей к жизни ребенка в ДОУ.

фотовыставка

 «Что мы умеем»

«Осень золотая»

Создание праздничного настроения.

Выставка

«Осенний ковер», поделки из овощей и фруктов «Осенняя фантазия»

Совместная творческая работа родителей и детей

Консультация

«Этикет для малышей»

Познакомить с культурой поведения за столом. Рассказать, что дети умеют делать самостоятельно, а чему надо научить.

Мастер-класс

«Ангелы добра»

Привлечь родителей к акции «Ангелы добра» (изготовление ангелов для детей находящихся на лечении)

Ноябрь

 Клуб молодых родителей

«Здоровье малыша»

Формировать представление о здоровом образе жизни, режиме дня,

фотовыставка

«День за днем»

«Первый снег»

Создание праздничного настроения.

Изготовление физ. оборудования

«Коврик здоровья» 

 Привлечь родителей к физкультурно-оздоровительному воспитанию детей.

Консультация

«Самостоятельность детей при одевании и раздевании» 

Дать родителям рекомендации, как приучить ребенка к самостоятельности.

Стенгазета

«Малыши крепыши»

Привлечь родителей к совместному оформлению стенгазеты по здоровому образу жизни.

Декабрь

 Клуб молодых родителей

«Игры и упражнения для развития речи детей»

Рассказать, как можно занять ребенка, предложить развивающие  игры.

фотовыставка

«На прогулке»

«Наша Елочка»

Создание праздничного настроения.

Акция

Кормушка для птиц. 

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. 

Консультация

«Адаптация ребенка к условиям детского сада».

рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду.

Творческая гостиная

«Елка»

Приобщить родителей к совместному творчеству с детьми.

Выставка

«Новогодняя игрушка»

Совместная творческая деятельность родителей и детей. Приобщение родителей к деятельности ДОУ

.

Новогоднее чаепитие

«Веселый новый год»

Создание праздничного настроения.

Январь

 Клуб молодых родителей

Артикуляционная гимнастика.

Обучение родителей основам

формирования правильного

произношения звуков.

фотовыставка

«Зимние деньки»

«Мы играем»,

Создание праздничного настроения.

Консультация

«Основные правила семейного воспитания»

Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье.

Февраль

 Клуб молодых родителей

Пальчиковые игры

Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

фотовыставка

«Мы солдаты»

Создание праздничного настроения.

Консультация

«Речевые возможности детей 2-3 лет»

Рекомендации по развитию речи детей третьего года жизни.

Стенгазета

«Мой папа самый лучший»

Привлечь родителей к совместному оформлению стенгазеты

Март

Клуб молодых родителей

«Не отрываясь от домашних дел»

Рассказать, как можно занять ребенка не отрываясь от домашних дел, предложить развивающие игры.

Фотовыставка

«Как мы растем»

«Наши красавицы»

Консультация

«Роль семьи в воспитании детей»

Рекомендации, влияние родителей на развитие ребенка.

День 8 Марта совместно с родителями

Инсценировка родителями сказки «Колобок».

Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение мам в жизнедеятельность группы

Стенгазета

«Моя мамочка»

Привлечь родителей к совместному оформлению стенгазеты

Апрель

Клуб молодых родителей

Мастер-класс для родителей «Гимнастика с ребенком дома»

Доставить детям и родителям радость от взаимодействия друг с другом в двигательно-игровой деятельности.

Фотовыставка

«День смеха»

«Наши будни»

Создание праздничного настроения.

Консультация

«Весна прекрасна - весна опасна»

Рассказать о безопасности детей у водоемов.

Май

Клуб молодых родителей

«Игра в жизни ребенка»

Информировать родителей о важности игры в развитии ребёнка

фотовыставка

«1-ый год жизни в детском саду»

Создание праздничного настроения.

Консультация

«В отпуск с малышом»

Дать родителям рекомендации о проведении отпуска с ребенком.

Родительское собрание

«Чему мы научились за год»

Подведение итогов работы. Рассказать о успехах детей за год.


Приложение №4

Практические результаты деятельности родителей в 1 младшей группе №7

Мероприятия

Форма проведения

Кол-во присутст-вующих

род-лей

Кол-во участвую-щих родителей

Подготовка и проведение

Адаптация ребенка в детском саду

Традиционное род. собрание

   

      4

Воспитатели

Кризис 3-х лет. Как быть?

Семинар-практикум

   19

     19

Вос-ль, психолог

Игрушка и игра в жизни ребенка

Круглый стол

    17

    15

Вос-ль, род комитет

Мамочкам любимым

Концерт, чайная пауза

  21

   21

Вос-ль, дети, род. комитет

Новогодняя сказка

Утренник с участием родителей

   23

    8

Вос-ль, родители

Согреем ладони, разгладим морщины

Семейная гостиная

    29

    29

Вос-ль, муз. рук.,  дети, родители, дедушки и бабушки

Рисуем вместе с папами

Творческая гостиная

   22

    19

Дети, папы, вос-ль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека "Фабрика игр" как инновационная форма взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

В работе представлена  подробная разработка методики Игротека, составлена программа работы по методике, подобраны игры, описаны организационые моменты...

Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"

Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...

Проект "Вместе весело шагать" (формы работы с родителями воспитанников среднего дошкольного возраста)

Тип проекта:по доминирующей: в проекте деятельности: воспитательно-образовательный.по содержанию: психолого-педагогический.Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.Предм...

Проект инновационные формы работы с родителями "Воспитатель- дублер"

Проект: «Родитель — дублёр».Вид проекта: познавательныйТип проекта: краткосрочный, открытый, коллективный, практический.Участники реализации проекта: дети старшей группы «...

Нетрадиционные формы работы с родителями детей младшего дошкольного возраста согласно ФГОС. Мастер – класс.

Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в простран...

Презентация: Инновационные формы работы с родителями второй группы раннего возраста

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», ...

Инновационные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Синквейн

quot;Инновационные формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Синквейн".Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в ...