АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
методическая разработка

Егорова Ирина Михайловна

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

   Адаптация  – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

   Период привыкания ребенка раннего возраста к условиям, режиму дошкольного учреждения – это трудный период для малыша и его семьи.

   Многим детям в период адаптации бывает нелегко. Ребенок расстается с родителями и попадает в неизвестную для него обстановку к незнакомым людям. Стресс вызывает у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с другими детьми и воспитателями. Такие дети часто плачут, и их очень сложно чем-либо увлечь.

   Во время адаптации очень важно окружить каждого ребенка любовью, вниманием и заботой. Необходимо играть с ребенком с приветливым лицом, говорить спокойным и ласковым голосом, улыбаться во время общения, чтобы ребенок понял, что ничего плохого не будет, перестал бояться и начал доверять воспитателю. Обстановка в группе должна быть доброжелательной и эмоционально комфортной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

   Адаптация  – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. 

   Период привыкания ребенка раннего возраста к условиям, режиму дошкольного учреждения – это трудный период для малыша и его семьи.

   Многим детям в период адаптации бывает нелегко. Ребенок расстается с родителями и попадает в неизвестную для него обстановку к незнакомым людям. Стресс вызывает у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с другими детьми и воспитателями. Такие дети часто плачут, и их очень сложно чем-либо увлечь.

   Во время адаптации очень важно окружить каждого ребенка любовью, вниманием и заботой. Необходимо играть с ребенком с приветливым лицом, говорить спокойным и ласковым голосом, улыбаться во время общения, чтобы ребенок понял, что ничего плохого не будет, перестал бояться и начал доверять воспитателю. Обстановка в группе должна быть доброжелательной и эмоционально комфортной.

   Нужно помнить о том, что каждый ребенок – это личность, поэтому воспитание ребенка, общение с ним должно быть с учетом его индивидуальных особенностей. Поэтому принимая ребенка впервые в группу, воспитатель должен все о нем знать. В своей работе я использую анкетирование родителей и беседу с ними с целью узнать особенности ребенка. Данные сведения помогают правильно организовать жизнедеятельность ребенка в группе детского сада, найти индивидуальный подход к нему. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть. В первые дни пребывания малыша в группе не следует резко нарушать то, к чему он привык дома.

    В период адаптации важно наблюдать за поведением каждого ребенка и фиксировать наблюдения в Листе адаптации до тех пор, пока не нормализуется поведение ребенка. Важно провести анализ течения процесса адаптации в группе. Для этого надо проанализировать какая была готовность каждого ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение, и как протекало привыкание.

   Существует три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

   Легкая адаптация длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

   Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 30-40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления  диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.

   Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекционных агентов, с которыми ему приходится сталкиваться; это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода – неадекватное поведение ребенка настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает,

вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям.

   Проанализировав Анкеты родителей и Листы адаптации, могу сказать, что адаптация была легкой у детей, чьи родители приучили малыша к режиму дня в соответствии с режимом ясельной группы, научили играть самостоятельно и с другими детьми, научили ребенка навыкам самообслуживания (мыть руки, самостоятельно кушать, пить из кружки, проситься  на  горшок), чтобы он не чувствовал себя беспомощным. Обычно адаптация проходит успешнее, если ребенка оставляли с бабушками и другими родственниками, если с ребенком ходили на развивающие занятия или приводили для привыкания в группу и на детскую площадку детского сада.

   По результатам проделанной мной работы, можно сделать следующие выводы. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа.

   На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

   На втором этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.

   На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.

   На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

   Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...