«Секреты психологического здоровья ребенка»
консультация (младшая группа)

Найденова Марина Владимировна

Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. 

Термин «психологическое здоровье» введен в на­учный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин под­черкивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего пси­хологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им при­сущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способ­ность радоваться, самодостаточность и умение адапти­роваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_aprel_2021.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты психологического здоровья ребенка»

Найденова Марина Владимировна

Воспитатель 1 младшей группы № 5

МБДОУ д/с 56

Апрель 2021г.

Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. 

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

 Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, ключевым словом в понятии «психологическое здоровье» является слово «гармония».

А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями.

В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли - нет»- думают многие. И за счет своей занятости или невнимания могут проглядеть, возможно, незначительные психические недостатки, которые впоследствии могут привести к большим проблемам.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время  число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%  среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются  все более  подготовлены  интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем, с которыми  приходится сталкиваться педагогу начальной школы.

Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.

Во – первых,   это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений.  Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.

Во - вторых,     это издержки воспитания. Здесь уместно выделить два противоположных фактора (и это, безусловно, факторы риска)

1. «Ребенок – кумир семьи»

 Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.

Что происходит впоследствии:

Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.

2« Как все»

У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером  или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах, низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.

В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.

Какие существуют угрозы психологическому здоровью наших детей?

 Это:

  • нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня);
  • ограничение самостоятельности;
  • стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку и т. п.
  • бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;
  • слабость эмоциональных контактов, невнимание к эмоциональным состояниям ребенка.

По каким признакам мы можем понять, что наш ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье?

Нарушения проявляются в:

-  трудностях засыпания и беспокойном сне;

-  усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности;

- отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним»;

- рассеянности, невнимательности; беспокойстве и непоседливости; проявлении упрямства.

Ребенок беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту  для его полноценного развития.

Какие же условия можем создать мы, родители, для того, что наши дети развивались гармонично?

-Создание спокойной и доброжелательной обстановки;

-внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

-осуществление необходимого наблюдения и обеспечение материальными средствами, необходимыми семье;

-следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости,

-давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

И, в заключение своего вступления, хотелось бы напомнить вам, уважаемые родители, что только совместными усилиями мы поможем нашим детям стать тем гармонично развитым человеком, речь о котором велась выше – жизнерадостными, творческими, открытыми, чего я вам и нам искренне желаю.

Методическая литература:

  1. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991.
  2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова – Просвещение, 1968
  3. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья"

Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения....

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья" средняя группа

Родительское собрание рассчитано на родителей детей средней группы (4-5 лет). План проведения: 1. Вступительная часть.2. Слово о психологическом здоровье.3. Тест "Воспитательная позиция".4. ...

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья детей"

Родительское собрание "Секреты психологического здоровья детей"...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Заседание родительского клуба "Секреты психологического здоровья"

изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; побудить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребёнка....