Зачем нужна пальчиковая гимнастика?
консультация

Маргарита Николаевна Михалёва

Консультация для родителей на тему "Зачем нужна пальчиковая гимнастика?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №17 «ЖУРАВУШКА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. 
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно. 
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. 
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

Пассивная гимнастика для пальцев рук.

— Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц. 
— При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. 

— При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае он должно быть легким. 

— При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка. 

— Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения. 

— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик. 

— Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка. 

— Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова. 
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот

трудный, но необходимый барьер. 

Успехов вам, взрослые и дети!

КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук. 

Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью. 

Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут. 

Когда малышу исполнится девять месяцев, начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу… 

Полуторагодовалому ребенку задавайте более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички. 

Сначала разминка… 

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 

2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 

3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони. 

4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 

5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 

6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 

7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 

8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 

9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 

10. Имитируйте игру на пианино. 

11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев. 

12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
…потом массаж 

13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 

14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 

15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 

16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 

17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. 

Польза дыхательной гимнастики.

❗️В первую очередь – насыщение организма кислородом, повышение устойчивости к заболеваниям, нормализация нервных процессов и много другого.

А как с речью?

  • Увеличение объема легких — мы говорим на выдохе, и чем длиннее наш выдох, тем больше слов после вдоха мы можем произнести.
  • Нормализация темпа речи (предупреждение заикания).
  • Развитие направленной воздушной струи, от которой зависит чистота звука. Очень важно, чтобы воздух проходил по язычку, а не уходил в нос или щечки ребенка.

Есть очень много методик дыхательной гимнастики, но в любом возрасте намного интереснее игровые формы, поэтому просто играем и одновременно выдыхаем;)

Самый простой вариант – это просто дуем через трубочку из губ. Но❗️Следим, чтобы не надувались щеки, и выдох должен быть направленным, а вот куда его направить мы и фантазируем.

Дуем через губы трубочкой на:

  • Одуванчик
  • Свечки
  • Мыльные пузыри
  • Осенние листья
  • Снежинки
  • Новогодние конфетти
  • Бумажные кораблики
  • Легкий мячик на столе

А также дуем в трубочки для коктейля, дудочки, свистульки. Можно сделать разные трубочки с разными веселыми эффектами для развития дыхания (на конце трубочки дождик, взлетающий мячик)

Для укрепления щек (чтобы они как раз и не раздувались при выдохе):

  • Набираем воздух и удерживаем в щечках (Хомячок),
  • Перекатываем воздух из одной щечки в другую (можете показывать, когда малыш еще маленький и вы надуваете свои щечки, а он их весело лопает кулачками)
  • Втягиваем щечки (рыбка)

Упражнения, которые помогают направить воздушную струю именно по языку.

«Змейка» — отрываем длинную полоску из салфетки (или тонкой бумаги), кладем язык на нижнюю губу, а салфетку на кончик языка. Рукой приподнимаем другой конец салфетки и пробуем дуть на кончик языка. Точно так же можно по язычку дуть и на мячик (футбол).

«Фокус» — для него должен язычок хорошо подниматься и образовывать чашечку. Чуть приподнимаем голову, чтобы кусочек ватки удерживался на носу, формируем чашечку снаружи ротовой полости и дуем прямо в неё. Воздух должен по чашечке подниматься вверх, и ватка взлетит!

Еще не забываем об упражнениях на вдох, поскольку чем больше воздуха вмещают наши легкие, тем больше и длиннее наш выдох.

Для этого можно играть с ароматными играми: «Угадай по запаху», «Понюхай цветочек», можно пробовать задерживать дыхание или есть варианты с попеременным закрыванием одной из ноздри, упражнения, чередующие вдох и выдох через рот и нос.

А для того чтобы сделать выдох длиннее, можно просто играть кто больше слов скажет на одном выдохе. Постепенно это время будет увеличиваться. Или петь гласные – кто дольше (начинаете вместе, чтобы было понятно ребенку и желательно поддаваться иногда;)

Есть такая веселая скороговорка:

«33 Егорки»

Сделать глубокий вдох носом. На выдохе произнести скороговорку: Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. пока хватит набранного воздуха. Следить за тем, чтобы ребёнок не добирал воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует раз...

Консультация для родителей "Зачем нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры развивают у детей - речь, память, внимание, воображение, артистизм и мелкую моторику пальцев рук....

Зачем нужны пальчиковые игры?

Ответ на вопрос и рекомендадии....

ЗАЧЕМ НУЖНЫ "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ"?

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенн...

Буклет для родителей "Зачем нужна пальчиковая гимнастика?"

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мо...

Зачем нужны пальчиковые игры?

Зачем нужны пальчиковые игры?...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....