Консультация для педагогов «О жестоком обращении к детям».
консультация

Сероус Юлия Юрьевна

К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990 г.

В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с ребенком.

Закон РФ "О защите прав детей" гласит: "жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены".

Закон РФ "Об образовании" также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства", предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_statya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «О жестоком обращении к детям»

К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение как перед ребенком, так и перед законом. Речь идет о Конвенции ООН о правах ребенка, которая была ратифицирована СССР 13 июля 1990 г.

В этом документе признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, обеспечение здоровья, защиту от посягательств на его честь и репутацию, вмешательства в личную жизнь, защиту от сексуального и других форм жестокого обращения с ребенком.

Закон РФ "О защите прав детей" гласит: "жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены".

Закон РФ "Об образовании" также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства", предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника".

Понятие "жестокое обращение с ребенком" меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает – это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.

Итак, согласно Конвенции ООН, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода. 

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
  • признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

  • право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
  • право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
  • лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
  • немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Источник: https://doshvozrast.ru/pravavosp/pravavospsrod02.htm

Различают четыре вида жестокого обращения:

1) физическое

2) сексуальное

3) психологическое (эмоциональное)  

4) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Каков возраст детей, которые могут подвергнуться подобной опасности?   - от 0 до совершеннолетия.

Как часто и где это может произойти с ребенком?

С разными видами жестокого обращения дети могут столкнуться:

1) По месту.

В кругу семьи - со стороны самых близких людей - матери, отца, старших членов семьи, братьев, сестер, знакомых семьи.

Вне семьи - во дворе, на улице, в компании, в образовательных учреждениях, спортивных и т.д. (от старшеклассников, взрослых, ровесников, незнакомых взрослых).

2) По времени: случайно, один раз, периодически, регулярно.

Буллинг

Буллинг - это длительный целенаправленный процесс физического или психологического притеснения одного человека другим человеком. В переводе на русский язык это травля, унижение.

Буллинг может вызвать у детей большой стресс, страх и тревогу. Причем такое поведение влияет не только на «жертв».
Ваш маленький ребенок подвергается буллингу, если:

           ему вдруг страшно идти в детский садик;

  • жалуется на головные боли или боли в животе без какой-либо причины;
  • цепляется за вас и проявляет плаксивость;
  • приходит домой с необъяснимыми травмами;
  • уединяется или впадает в состояние депрессии;
  • имеет трудности с концентрацией внимания;
  • избегает зрительного контакта, когда вы спрашиваете его о детском саде.

Виды жестокого обращения:

I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:

  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.

II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при сексуальном насилии:

  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, несвойственные характеру сексуальной игры;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка.

III. Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психическому насилию относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;

Примеры эмоционального и психологического насилия:

1. Запугивание ребенка:

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов;

• используют для запугивания свой рост, возраст;

• на него кричат;

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство;

• используют обидные прозвища;

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным;

Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:

  • постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушение сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • задержка физического и умственного развития;
  • нервный тик, энурез.

Работники дошкольного учреждения вполне реально могут столкнуться с последствиями всех форм физического и психологического насилия над ребенком. Тем не менее какие-то из них более типичны для семейного, школьного и так называемого "уличного" взаимодействия ребенка. Например, сексуальное и физическое насилие.

 

    Как показывает практика, в дошкольном учреждении существуют дети с определенными чертами характера, которые чаще остальных "вызывают огонь на себя", раздражая своим поведением то воспитателей, то сверстников. Конечно, это, прежде всего, дети импульсивные, непоседливые, агрессивные, которые чаще получают замечания от воспитателя, являются "неудобными". Кроме того, такие дети из-за несформированности игровых и коммуникативных навыков не могут найти взаимопонимания и со сверстниками.

Исследования показывают, что, если не принимать мер, подобное поведение ребенка почти наверняка сделает его изгоем в коллективе сверстников, что крайне нежелательно для развития эмоционально-личностной сферы.

Воспитателей можно понять, когда агрессивный ребенок вызывает негативные чувства, но при этом педагог должен знать, что такой ребенок нуждается в ласке и внимании даже больше, чем более благополучные дети.

Поэтому наказания таких детей (тем более публичные перед всей группой), навешивание ярлыков ("хулиган", "чума", "драчун"), сделанное взрослым в сердцах необдуманное замечание еще больше отдаляют их как от детей, так и от педагогов.

Главное в этой ситуации - понять, что причины нежелательного поведения ребенка в группе детского сада также являются проблемой и для его семьи, и для самого ребенка. Просто такие дети не умеют адекватными, социально приемлемыми способами добиваться внимания и уважения со стороны взрослых и сверстников. Увы, такой опыт общения они приобрели в семье, до поступления в детский сад. Лучше постараться показать "трудному" ребенку примеры конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций, чем порицать и наказывать его. Необходима также консультация у психолога детского сада, который поможет воспитателю грамотно построить взаимодействие с таким ребенком.

В условиях группы детского сада дети очень редко могут причинить друг другу значительный физический вред. Даже агрессивные, драчливые дети понимают, что такое границы дозволенного поведения, за которым зорко следят взрослые.

 Но что касается негативных психологических переживаний, которые может испытать ребенок от общения со взрослыми и детьми детского сада, то такие явления совсем не редкость.

Например, ребенок может сильно переживать из-за того, что:

- воспитатель его часто наказывает, критикует за ошибки, поведение, особенно в присутствии других детей;

    - воспитатель игнорирует, не замечает ребенка;

- дети не принимают его в игры ("не хотят со мной дружить"

- дети дразнят его, обзывают, подчеркивая его недостатки и физические изъяны.

Далеко не все взрослые (родители, педагоги) понимают, что психологическое насилие также вредно для ребенка, как и физическое. Это происходит потому, что многие взрослые свои негативные высказывания в адрес ребенка совсем не склонны расценивать как эмоциональное насилие над ребенком. Тем не менее специалисты выделяют пять видов психологического насилия:

1) игнорирование - отказ ребенку в эмоциональной поддержке, любви, безопасности;

 2) отвержение - чрезмерные требования, постоянная критика, негативные сравнения, публичное унижение, подчеркивание недостатков;

3) угрозы, запугивание;

4) изолирование - установление ограничения контактов со значимыми для него людьми - бабушкой, отцом;

5) развращение – поощрение саморазрушающегося поведения, употребления алкоголя, наркотиков, асоциального поведения.

Составитель                                      педагог-психолог               Сероус Ю.Ю.

08.03.2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика жестокого обращения с детьми

Консультация для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми для всех возрастных групп....

Консультация для родителей "Профилактика жестокого обращения с детьми".

Многие родители не задумываются над тем, что кроме физических наказаний, психологическое начилие над ребенком - тоже является жестоким. Данная консультация поможет родителям в вопросах правильного вос...

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения и насилия в отношении детей»

Пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми один из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности. Поэтому государство возложило на образовательные учреждени...

Консультации для родителей и педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Представлены этапы профилактики и как можно определить, что ребенок переживает жестокое обращение....

Консультация для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми в работе воспитателя"

Одной из немаловажных проблем в современном обществе стала проблема жестокого обращения родителей к своим детям. Для того, чтобы помочь нашим детям и защитить их от такого взаимодействия родителей с д...

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

Цель семинара:повышение правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка,формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям,создание условий по профил...