Становление культурного опыта.
консультация (младшая группа)

Татьяна Сергеевна Желонкина

Адаптация ребенка раннего возраста к новым социальным отношениям, входящим в его жизнь во время поступления в детский сад, важна для его физического и психического здоровья и общего развития. А также своевременному формированию и становлению социокультурного опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki_konsultatsiya_na_inform_stende.docx14.49 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему «Культурные практики, культурные умения и становление социокультурного опыта»

Продолжаем работать в рамках инновационной площадки, и готовимся к  родительскому собранию.

Культурные практики – это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия  и события с другими людьми. 

                                                                                                      (Н.Б. Крылова).

Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.

 ФГОС дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных образовательных  организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик  каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Можно сказать, что культурные практики – это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.

В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности – духовные и нравственные. Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождения до всеобщего социального опыта. Образование призвано помочь ребенку не только освоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» - самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.

Культурные практики любого человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка раннего возраста,  особенно в период адаптации к новым жизненным обстоятельствам,  значимы такие виды и формы активности, как свободное манипулирование различными предметами и материалами. А также наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество, конструирование из разных материалов, экспериментирование,  театральные игры и многое другое.

Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура – сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, проявить свои интересы и желания, высказать свое собственное мнение. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).

 Культурные практики – это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это – обогащение опыта взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы.

Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения интенсивно формируются уже в период раннего и дошкольного детства, затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм общества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих и универсальных) культурных образцов деятельности и поведения.

Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества для развития личности ребенка"

статья о значении развития эмоциональной сферы ребенка и приобщении ребенка к культурным, нравственным и историческим ценностям....

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Механизм становления игрового опыта ребенка

В статье представлена последовательность работы по формированию игрового опыта ребенка....

«Театральная деятельность как условие становления социокультурного опыта ребенка дошкольника».

Мастер – класс по театральной деятельности.Тема: «Театральная деятельность как условиестановления социокультурного опыта ребенка дошкольника»....

Консультация "Становление социокультурного опыта детей раннего возраста" для родителей.

Адаптация ребенка раннего возраста к новым социальным отношениям, входящим в его жизнь во время поступления в детский сад, важна для его физического и психического здоровья и общего развития. А также ...

Родительское собрание "Становление социокультурного опыта"

Культурные практики – это стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), ког...

Родительское собрание "Становление социокультурного опыта"

Родительское собрание на тему: "Становление социокультурного опыта"...