"Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2 - 3 лет"
консультация (младшая группа)

Серкина Ирина Анатольевна

Мастер- класс для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад» Радость»»

Мастер – класс

для родителей

Тема: «Роль мелкой моторики

в развитии речи детей 2-3 лет».

(первая младшая группа)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/911433/6ba56fd8-e254-4b5b-abe5-aa87d06a5718/s1200?webp=false

                                                                                                                  Разработала  

                                                                                                          воспитатель:

Серкина.И.А.

ВКК

АГО 2021г.

Мастер - класс  для родителей  первой младшей группы

Тема: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Мастер - класс поможет родителем организовать пальчиковые игры, игры с предметами дома в свободное время. Заучить вместе с детьми потешки, песенки, пестушки.

Цель:

 - повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников;

- заинтересовать родителей  актуальностью данной темы, вовлечь родителей  в сотрудничество;

- показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

 

Ход мастер - класса.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы приветствуем вас на нашем мастер - классе.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой  моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул  развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Многие  из вас возможно не задумывались над тем, как же обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем возрасте.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.   Наши предки пели детям песенки, пестушки, потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока - белобока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Малыш постоянно изучает, познаёт окружающий мир. Ему необходимо все обследовать: пробовать на вкус, щупать, трогать, гладить, хватать. Прикосновение – один из основных методов накопления информации.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно давно.

Психологи утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики надо с раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и  помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. Одной  из  формой такой работы является пальчиковая  гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка. А теперь мамы и папы я предлагаю вам поиграть вместе с детьми  в пальчиковые игры.

«Ежик»

Вот в комочке спит наш еж. (Дети сжимают кулачки)

На кого же он похож? (Вращают  кулачками)

Вот наш ежик встрепенулся, (Руки вперед, потрясти  кулачками)

Развернулся, потянулся. (Тянутся, кулачки расправить)

Ежик утром просыпается,

Всем он мило улыбается. (Улыбаются)

Умылся лапкой, а потом. Угостился молочком. (Облизывают губы.)

Вот они какие - ежики лесные. Есть ежики большие. (Руки вверх, пальцы разжаты)  

А есть еще такие – маленькие! (Руки вниз, пальцы разжаты)

Моя семья

Этот пальчик - дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка, 
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

«Котик»            

Как у нашего кота.
Пошел котик на торжок  (показывает «ушки»)
Купил котик  пирожок (складывает ладошки, как  пирожок)
Пошел котик  на улочку (показывает «ушки»)
Купил котик булочку (показывает кулачок)
Самому ли съесть  (пожимаем плечами)
Или  Бореньке съесть? (показывает «ушки»)
Я  и сам укушу (имитируем еду)
Да и Бореньке  снесу (показывает  две ладошки)

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас - а он – один,
Эта долька - для ежа,
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька - для чижа, 
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура! (встряхиваем обе кисти)

 

Пальчиковые игры помогают:

- развивать речь;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивать тактильную чувствительность;

- повышают работоспособность головного мозга;

- развивать мелкую моторику рук;

- снижают тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Игра «разноцветная фасоль»

Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.

 Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему манную  крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, рыбка, дорожка, забор). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А  какого оно цвета?  -  желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?

Еще хорошо развивает мелкую моторику игра «Шнуровка» Она также развивает мелкую моторику рук, память, мышление.

- Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры, обязательно проговаривая все ваши действия. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашими детьми. 

Список  литературы:

Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду" Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.

Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду" Ярославль, "Академия развития", 2010г.

Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С - Пб, "Корона", 2007г.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона - Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

D:\Desktop\20200810_160419~2.jpg

D:\Desktop\20200810_160558_Burst01~2.jpg

D:\Desktop\20200811_072116~2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль мелкой моторики в развитии речи детей"

Данная перзентация была создана для консультации родителей и представлена на родительском собрании....

Роль мелкой моторики в развитии речи детей.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образн...

Доклад на педсовете на тему"Роль мелкой моторики в развитии речи детей 5-7 лет"

Мелкая моторика одна из сторон двигательной  сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями.Доклад  на тему»Роль   мелкой   моторики...

Роль мелкой моторики в развитии речи детей среднего возраста

Актуальность В последние годы в детском саду поступают дети, имеющие множественные проблемы в речевом, психическом и физическом развитии. Это влияет на общее развитие ребенка, и уровень его...

Консультация для воспитателей «Роль мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль мелкой моторики в развитии речи детейдошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...