Статья: "Современные формы взаимодействия с семьей"
статья (младшая группа)

Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

Эти перемены требуют новых подходов в системе отношений «дошкольное учреждение – семья». ФГОС ДО четко определяет место родителей в едином образовательном пространстве – родители не сторонние наблюдатели, а активные участники педагогического процесса. Мы часто встречаемся с педагогической пассивностью родителей, непониманием родителями своей воспитательной функции, нежеланием установить единые требования к ребенку в детском саду и семье. Все эти факторы способствуют возникновению проблем в системе взаимоотношений «ДОУ – семья», поэтому назрела необходимость нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода, в связи с этим необходимо разработать систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями. Прежде всего, нужно установить партнерские отношения с семьями воспитанников объединить усилия для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, а также, развивать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их педагогический статус и уверенность в себе.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка лучше всего начать с традиционного анкетирования, например, на тему «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Говоря о нетрадиционных способах взаимодействия с семьями воспитанников нельзя отрицать и эффективность традиционных форм, которые можно усовершенствовать и применять их как новые способы сотрудничества. Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

Что для любого родителя является самым ценным в «садовской» жизни ребенка? Конечно же, это информация о нем. Именно та скрытая информация, которой владеет только воспитатель. Ведь именно педагог проживает в течение дня много мгновений вместе с детьми и очень важно уметь подмечать «нужную» информацию о том или ином ребенке. Можно вести, допустим, дневник наблюдений и фиксировать самое интересное - и на очередном родительском собрании поделиться с этой информацией с родителями.

Сбор информации о достижениях детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей очень важная перспектива. Этим самым родителям демонстрируются замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

Воспитатель общается с родителями посредством и письменной речи и здесь так же важно проявить смекалку, а не использовать формальный, сухой язык просьб и обращений.

Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии можно изменить содержание объявления. Например:

Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей можно использовать разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей может стать ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования. В результате можно выявить примеры хорошего воспитания в семье, родителей, имеющих высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.

Исходя из выше перечисленного, можно увидеть, в какой семье воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании, семинаре или конференции.

Не выходя за пределы своего коллектива, родители легче будут делиться своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, будут искать выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом можно просмотреть и выслушать на собраниях, их можно будет обсудить, что способствует обмену опытом семейного воспитания.

Обобщение семейного опыта родителями может оформиться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций.

Педагогам необходимо сделать повседневным активное участие родителей во всевозможных мероприятиях: акции, конкурсы, проекты и т.д. Все это, в первую очередь, сближает родителя собственным ребенком, а ведь малышу порой так не хватает элементарного внимания мамы и папы. Ведь пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.

Об эффективности проводимой работы с родителями в детском саду могут свидетельствовать:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
  • активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portal.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

Эти перемены требуют новых подходов в системе отношений «дошкольное учреждение – семья». ФГОС ДО четко определяет место родителей в едином образовательном пространстве – родители не сторонние наблюдатели, а активные участники педагогического процесса. Мы часто встречаемся с педагогической пассивностью родителей, непониманием родителями своей воспитательной функции, нежеланием установить единые требования к ребенку в детском саду и семье. Все эти факторы способствуют возникновению проблем в системе взаимоотношений «ДОУ – семья», поэтому назрела необходимость нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода, в связи с этим необходимо разработать систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями. Прежде всего, нужно установить партнерские отношения с семьями воспитанников объединить усилия для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, а также, развивать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их педагогический статус и уверенность в себе.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка лучше всего начать с традиционного анкетирования, например, на тему «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Говоря о нетрадиционных способах взаимодействия с семьями воспитанников нельзя отрицать и эффективность традиционных форм, которые можно усовершенствовать и применять их как новые способы сотрудничества. Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

Что для любого родителя является самым ценным в «садовской» жизни ребенка? Конечно же, это информация о нем. Именно та скрытая информация, которой владеет только воспитатель. Ведь именно педагог проживает в течение дня много мгновений вместе с детьми и очень важно уметь подмечать «нужную» информацию о том или ином ребенке. Можно вести, допустим, дневник наблюдений и фиксировать самое интересное - и на очередном родительском собрании поделиться с этой информацией с родителями.

Сбор информации о достижениях детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей очень важная перспектива. Этим самым родителям демонстрируются замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

Воспитатель общается с родителями посредством и письменной речи и здесь так же важно проявить смекалку, а не использовать формальный, сухой язык просьб и обращений.

Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии можно изменить содержание объявления. Например:

Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей можно использовать разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей может стать ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования. В результате можно выявить примеры хорошего воспитания в семье, родителей, имеющих высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.

Исходя из выше перечисленного, можно увидеть, в какой семье воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании, семинаре или конференции.

Не выходя за пределы своего коллектива, родители легче будут делиться своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, будут искать выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом можно просмотреть и выслушать на собраниях, их можно будет обсудить, что способствует обмену опытом семейного воспитания.

Обобщение семейного опыта родителями может оформиться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций.

Педагогам необходимо сделать повседневным активное участие родителей во всевозможных мероприятиях: акции, конкурсы, проекты и т.д. Все это, в первую очередь, сближает родителя собственным ребенком, а ведь малышу порой так не хватает элементарного внимания мамы и папы. Ведь пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.

Об эффективности проводимой работы с родителями в детском саду могут свидетельствовать:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
  • активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия с семьей в ДОУ

традиционные и нетрадиционные формы работы педагогов ДОУ с родителями...

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)

Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт сис...

Круглый стол, как одна из форм взаимодействия с семьями СДС.

статью подготовила соц.педагог Петрова Н.И....

Основные формы взаимодействия с семьей.

Основные формы взаимодействия с семьёйВедущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с се...

«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...

Статья "Современный взгляд на взаимодействие с родителями"

Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются м...

Статья «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС ДО»

Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач, которые стоят перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для ...