Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка
статья

Брецкая Наталья Васильевна

 Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz-did-igry.docx36.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система - одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов.

 Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи.

В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается» с различных позиций.

  Особое место в работе по развитию слухового восприятия отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.   

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Значение  музыкально-дидактических игр в развитии ребенка

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность  к  восприятию различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогает планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.  Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.

Виды музыкально-дидактических игр

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

  1.  Спокойное музицирование.
  2.  Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
  3.  Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей,  разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

В дидактических играх третьего вида  двигательная активность детей ограничена.  Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Работа с дошкольниками с проблемами в развитии имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений, поэтому необходимо вводить  коррективы в подбор музыкально-дидактических игр.

Так, например, ребята с умственной отсталостью, задержкой психического развития определяют звучание различных инструментов сначала на слухозрительной основе, а потом только на слух.

В ходе проведения упражнения «Угадай, на чем играю» сначала дается  возможность увидеть музыкальные инструменты, послушать их звучание и найти на карточках их изображения. В следующий раз музыкальные игрушки ставятся за ширму, и ребенок только по звуку определяет инструменты (барабан, бубен, дудочку, колокольчик).

Участвуя в такой игре, как «Музыкальный телефон», дети, рассматривая иллюстрации, угадывают, к какой песне они сделаны. Методика проведения игры такова, что позволяет всем детям, независимо от тяжести дефекта, включиться в нее. Угадывая песню, ребенок, у которого отсутствует речь, подходит к столу и выбирает из нескольких иллюстраций или игрушек ту, которая соответствует содержанию песни.

В игре «Как тебя зовут»  на развитие чувства ритма также может принимать участие тот, у кого отсутствует речь. На вопрос «Как тебя зовут?» ребенок берет кубики и отстукивает ритмический рисунок своего имени: Ка-тя (2 удара), Ма-ри-на (3 удара).

У дошкольников с задержкой психического развития и умственной отсталостью формирование способности различать звуки по высоте, силе, длительности дает лучшие результаты, если оно строится на зрительной опоре. Соответственно в игре «Птичка и птенчики» после прослушивания высоких и низких звуков дети поднимают изображение «мамы птички» – на низкие звуки, а «птенчиков» – на высокие звуки. Различение звуков по силе лучше усваивается с помощью известной игры «горячо-холодно», когда звуки бубна усиливаются или становятся тише в зависимости от приближения или удаления ребенка от спрятанного предмета.

Важную роль играют материалы, используемые в работе с детьми:

  • различные куклы (дымковские, верховые куклы на гапите, настольные вязаные и др.),
  • игрушки, сделанные своими руками (погремушки, волшебные нити, звучащие бутылки, пособия на различение звуков и др.)

Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.

Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. Очевидно, что у детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих.

Практика показала, что использование музыкально-дидактических игр для развития слухового восприятия у дошкольников с проблемами в развитии  позволяют добиваться лучших результатов, поскольку игры дают возможность превратить многократно повторяющиеся на занятиях и в самостоятельной деятельности действия в интересную, позитивную, эмоционально-окрашенную игру.

Для дошкольников дидактическая игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, а потому её использование позволяет, избегая утомляемости, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, словом, осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определённых действий.

Примеры музыкально-дидактических игр

«Звучащий клубок»

Материал:Яркий клубок ниток, нарисованноесолнышко без лучиков

Задачи: Знакомство с длинными и короткими звуками,  учить детей соотносить длину пропеваемого звука с определённой длины ниткой.

Ход игры: Берём клубок ярких ниток. Разматываем нить и поём: «У-у-у» звук обрывается- ниточку отрезаем и ложем на фланелеграф. Подобным образом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в разной последовательности. Проводя по ниточке пальцем, пропреваю длинные или короткие звуки. А теперь посмотрите на улыбающееся солнышко, но без лучиков. Прикладываем эти ниточки к солнышку и пропеваем их. Таким образом, знакомлю детей с длинными и короткими звуками и закрепляю понимание математических слов –длинный - короткий.

«Упражнение с ленточкой на палочке»

Материал: ленты на палочке по количеству  играющих.

Задачи: Учить детей выполнять движения с предметами под музыку.

Ход игры: Дети стоят в рассыпную,  в руке лента на палочке. Предложить им под музыку рисовать лентами разные геометрические фигуры или цифры.

Выполнение этого задания способствует лучшему запоминанию цифр и геометрических фигур.

 «Три подружки»

Цель: Развивать умение детей передавать характер музыки через мимику, жесты, эмоции; развивать творческую активность детей.

Материал:  Платочки по количеству играющих,  аудиозапись пьес         Д. Каболевского «Резвушка», «Плакса»,  «Злюка».

Ход игры: Вы знаете, что музыка может выражать разное настроение человека, чувства и даже черты характера. Давайте попробуем передать черты характера музыки движением платочка.

«Плакса»- движения плавные.

«Злюка» - движения резкие.

«Резвушка» - движения лёгкие размашистые. Данная игра развивает эмоциональную отзывчивость на музыку различную по характеру.

«Волшебный веер»

Цель: Развивать воображение и творчество, закреплять знания жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Материал: Кукла и корзиночка с веерами по количеству детей.

Ход игры: Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей. Кукла говорит: «Дружок становись со мной в кружок, значит нас детвора ждёт весёлая игра»

(дети становятся в круг) Педагог говорит, что кукла принесла всем ребятам по вееру и раздаёт их.Веер может превращаться в разные предметы. В этой игре нам поможет музыка. Какие вы знаете музыкальные жанры?  (Ответы детей)  и так если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька - веер превратится в юбку, а если звучит песенка -  веер станет гармошкой.

      Ещё хочу предложить вам музыкально-дидактическую игру на различие формы музыкального произведения.

 «Сложи песенку»

Цель:Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения – запев, припев в песне.

 Передавать структуру песни, состоящую из повторяющихэлементов в виде условного  изображения.

Игровой материал:  прямоугольники одного цвета и кружки разных цветов.

Ход игры: Педагог включает хорошо знакомую детям песенку и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью геометрических фигур, каждый новый куплет обозначается кружком разного цвета, а припев - прямоугольником

  «Определи форму музыкального произведения»

Задачи: Познакомить детей с понятием – музыкальная форма 3-х частная музыкальная форма.

При знакомстве с 3-х частной формой использую пособия из геометрических фигур. Сначала на занятии обсуждаем, что такое форма – это одежда, военная форма, школьная форма и т. д. и то, что предметы тоже имеют форму. Геометрические фигуры,  тоже имеют форму. (Демонстрирую) А в музыке бывает форма?  (Да) Объясняю, что и в музыке есть 2-х частная и 3-х частная форма. Сегодня слушая произведение известного вам композитора  П. Чайковского «Полька» из «Детского альбома» мы будем выкладывать музыкальную форму из геометрических фигур.

1-я и 3-я части одинаковые, поэтому и фигуры будут одинаковыми. Средняя часть отличается от них, и фигура будет другой. Выкладываем схему 3-х частной формы.

Вариант:  выкладываем несколько схем, а дети находят нужную.

Знакомя детей с музыкальной формой,  используем дидактическое пособие из геометрических фигур. Закрепляем знания о геометрических фигурах..

Используя музыкально-дидактические  игры в режимных моментах, у детей будут развиваться музыкально-сенсорные способности.  Это не пройдёт бесследно для формирования и развития интегративных качеств детей.

  «Тише – громче в бубен бей»

  1. Может  бубен загреметь,

Будто гром,

Может бубен зазвенеть

Ручейком.

  Припев: бом-бом-бом,

                 Бом-бом-бом!

                 Это, ясно, не ручей-

                      Это гром.

2. Может бубен загреметь,

    Будто гром,

    Может бубен зазвенеть

    Ручейком.

       Припев:  Бам-бам-бам-бам,

                       Бам- бам-бам!

                       Это прыгает ручей

                       По камням!

Дети  стоят в кругу. Воспитательница ходит с бубном в центре круга, поет и в указанных тактах то громко стучит в бубен, то тихо им звенит. Затем она исполняет первый или второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к кому нибудь из детей, протягивая ему бубен. Ребенок должен от того, какой из двух припевов споет воспитательница.

«Чудесный мешочек»

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)  сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др.  дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

«Качели»

Игровой материал.  Небольшие  карточки: на одних изображены качели в верхнем углу, на других карточках – в нижнем углу, металлофон, настольная ширма.

Ход игры. Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки,  характерные для нее, проигрывая их на металлофоне, затем раздает по карточке, играет высокие или низкие звуки  и спрашивает, где сейчас качели, вверху или внизу. Дети поднимают соответствующие карточки.

«Есть качели на лугу вверх-вниз, вверх-вниз!

Я качаться побегу вверх-вниз, вверх-вниз!»

«Громко – тихо запоем»

«Мяч от нас умчался вскачь, разыщи Сережа, мяч,

Разыщи, разыщи, разыщи, Сережа, мяч!

Если тихо запоем, далеко он значит.

Если громко петь начнем, значит рядом мячик».

Дети сидят на стульях. Одного ребенка просят выйти из комнаты, а воспитатель тем временем прячет мяч. Затем водящего приглашают войти и поют ему песенку, в которой объясняются игры. На 3-й куплет, который поется без слов на слоги «ля-ля», водящий ищет мяч. Дети поют, то усиливается, то ослабляя звучание, в зависимости от удаления или приближения водящего к спрятанному мячу. Этот куплет повторяется  произвольное количество раз, пока ребенок не найдет мяч.

                                                           

«Догадайся, кто поет»

«Поиграй ка, Ваня с нами, выходи скорей вперед.

И с закрытыми глазами догадайся, кто поет.

Эту песенку свою я тебе, дружок, пою,

Ты глаза не открывай, кто я, ну-ка, отгадай!»

Дети идут по кругу и поют 1-й куплет. На 2-й куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет «жмурке», который стоит в центре круга. «Жмурка» должен отгадать, кто спел 2-й куплет.

 «Эхо»

«Кричу в лесу: Ау, ау! И мне в ответ: Ау, ау!

В горах кричу: Ау, ау! Гора в ответ: Ау, ау!

Вариант. Дети условно разделены на подгруппы («Эхо» и «Дети»).  Одна подгруппа – «Дети» - запевает, другая – «Эхо» - повторяет. Возможны и другие варианты. Важно, чтобы было чистое интонирование «Эхом» «ау».

 «Охотники и зайцы»

Дети – «охотники» и «зайцы» - становятся в две шеренги, одна за другой.

1. Мы охотиться идем,                     «Охотники» идут вперед четками,

    Громко песенку поем,                     решительным шагом и поют.

    Где вы, зайцы серые,

    Где, где, где?

2. Мы тихонечко идем, идем,          «Охотники» стоят. «Зайцы» идут

    Мы тихонечко поем, поем,            вперед крадущимся шагом и тихо 

    Вы нас не поймете,                         поют.

    Да, да, да!

3. Вот сейчас, сейчас, сейчас             Повторяются движения первого 

    Мы поймаем, зайцы, вас!                куплета.  

    Вы от нас не скроетесь,

    Нет, нет, нет!

4. Мы тихонечко идем, идем,            Повторяются движения второго     

    Мы тихонечко поем, поем,            куплета.

    А вот от вас мы удераем,

    Да, да, да!

    Лови, нас!                            «Зайцы» убегают, «охотники» их ловят.

Заключение

       Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических игр для становления ребёнка, об их влиянии на развитие как музыкальных, так и общих способностей детей.

       Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная  деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.    

       Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....