По заветам кота Леопольда
консультация

Павленко Елена Александровна

Маленькие дети очень чувствительны к тому, что обычно называется «атмосферой» отношений. Малыш учится благодарить, выражать радость при встрече со знакомым, симпатию взглядом, улыбкой. Через некоторое время он приобретает другой опыт: оказывается, взрослые не всегда ведут себя одинаково. Подруге мама говорит «Привет!» и обнимается с ней, а с другой тетей не обнимается и говорит «Доброе утро!». Даже совсем маленький ребенок чувствует: тон общения у взрослых меняется в разных обстоятельствах. И воспринимает правила «хорошего тона» как что-то вроде игры с запутанными и не всегда понятными правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_zavetam_kota_leopolda.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пословица «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас» предлагает начать с себя, и лучшего совета для родителей не выдумать. Считается, что манеры ребенка почти на  100 процентов зависят от правил поведения, принятых в его семье. Но означает ли это, что, кроме личного примера, не надо ничего делать, чтобы вырастить ребенка вежливым?

Нередко родители делают ошибку, считая, что ребенок еще слишком мал для обучения правилам этикета, и ограничиваются минимальным набором слов: «привет», «пока», «спасибо». А между тем ребенок после трех лет способен не только выучить намного больше «волшебных» слов – ведь запоминает же он замысловатые заклинания Гарри Поттера и имена многочисленных мультперсонажей − но и понять смысл их употребления. Дети готовы учиться у нас поступать красиво, и стремление помогать другим может стать для них естественной потребностью даже в таком раннем возрасте. От нас же потребуется изрядная фантазия, чтобы превратить обучение в интересную игру. Ребенок еще не говорит, но он уже наблюдает, слушает, реагирует, воспринимает. Маленькие дети очень чувствительны к тому, что обычно называется «атмосферой» отношений. Малыш учится благодарить, выражать радость при встрече со знакомым, симпатию взглядом, улыбкой. Через некоторое время он приобретает другой опыт: оказывается, взрослые не всегда ведут себя одинаково. Подруге мама говорит «Привет!» и обнимается с ней, а с другой тетей не обнимается и говорит «Доброе утро!». Даже совсем маленький ребенок чувствует: тон общения у взрослых меняется в разных обстоятельствах. И воспринимает правила «хорошего тона» как что-то вроде игры с запутанными и не всегда понятными правилами. Например, дома можно прыгать на диване и кричать, а в гостях у бабушки нельзя. Без помощи взрослых в правилах не разобраться. И метода подражания будет, скорее всего, недостаточно (у взрослых все-таки желание попрыгать на чужой мебели возникает редко).

Он разговаривает со взрослыми так же, как с ровесниками

Ребенок – это не взрослый, и наоборот. У каждого свое место. Это простое правило способен понять даже маленький ребенок. С родителями, родственниками, воспитательницей говорят одним тоном, с приятелями – другим. Слова, которые можно сказать ровеснику, не всегда подходят для разговора с взрослым. Конечно, от малыша, который только-только научился махать ручкой и говорить «привет», не требуется соблюдения таких тонкостей этикета. А трех-, четырехлетний ребенок уже способен понять разницу между «пока» и «до свидания», «дай еще!» и «пожалуйста, можно еще немного?», «ты» и «вы». Чтобы помочь ребенку понять необходимость дистанции в общении со старшими и дать необходимые ориентиры, можно учиться анализировать поступки героев мультфильмов и книг. Почему все хотели помочь Герде? Как исправить ошибку Буратино, который обидел старого сверчка? Как Лунтик и его друзья помогают старшим? Никогда не рано начинать говорить с детьми о таких вещах, как уважение, благодарность, такт, сострадание. Называя эти понятия, обращая внимание ребенка на то, как они проявляются в жизни, мы включаем их в систему ценностей, которую усвоит ребенок. А чтобы закрепить необходимые навыки поведения, их лучше как можно чаще моделировать в виде ролевой игры.

Детям легче оценить поступок другого человека, чем свой. Когда вы хотите сказать детям, что они вели себя некрасиво, показательно будет разыграть сценку с перчаточными куклами или рассказывать историю, где герои совершают ошибки, похожие на те, которые нужно обсудить.

Он забывает говорить «спасибо» и «извините»

Чтобы этого не происходило, важно не просто заучить список вежливых слов, но объяснить, как нужно их использовать. Играть намного приятнее и веселее, чем произносить и слушать нотации. Можно прочитать и разыграть в домашнем театре сказку Перро о двух сестрах, каждая из которых получила волшебный дар: у вежливой на языке появлялись изумруды и жемчуг, а у грубой изо рта выпрыгивали жабы. По мотивам сказки можно придумать игру, участники которой за каждое вежливое слово получат «драгоценные» камни (магнитики, наклейки). Или устроить кукольное представление, в финале которого дети должны будут сами расколдовать невоспитанную сестру, назвав как можно больше «волшебных» слов. Постоянно расширяйте запас вежливых слов, но помните, что на закрепление привычки потребуется время. Старайтесь сами чаще благодарить ребенка и других людей – детей и взрослых. Не одергивайте его резко, если он опять забыл поблагодарить или попрощаться. Просто напомните: «А волшебное слово?» Самое непопулярное «волшебное» слово у детей – «извините» . Его и часть взрослых предпочитает минимально использовать. У многих оно ассоциируется с наказанием. Ребенку бывает нелегко признать, что он был не прав. А иногда извиняться приходится за то, чего ты делать не хотел, а значит, не виноват – например, если наступил кому-то на ногу в переполненном вагоне метро. Объясните, что в этом случае слова «извините», «прошу прощения» говорят о том, что тебе неприятно делать больно другому человеку. Если ребенок стесняется или упрямится, извинитесь сами от его имени, чтобы показать пример.

Он не умеет вести себя за столом

Сидеть прямо, пользоваться салфеткой, не издавать громких звуков при еде и при этом ничего не перевернуть, не рассыпать, не разбить, не испачкаться… Научить всем этим премудростям трехлетку многим кажется непосильной задачей. А между тем среднестатистический трехлетний ребенок после небольшой тренировки может не только уверенно управляться с ложкой и салфеткой, но и освоить более серьезные приборы − вилку и нож. Придется, конечно, запастись терпением. Но через некоторое время вы будете гордиться не только манерами малыша за столом, но и его мелкой моторикой. А время уборки сократится втрое. Обучать застольным премудростям надо, конечно, не во время семейного торжества и не в кафе, а в спокойной обстановке, дома, без зрителей и без угрозы запачкать парадный костюм. Поэтапный инструктаж и многократная демонстрация каждого навыка необходимы! Возможно, придется заменить стул на более удобный и пожертвовать парой-тройкой тарелок. Главное – отмечать даже самые мелкие достижения. Суп пролит и котлета опять в кулаке – зато ребенок уже не возлежит между приборами, а сидит почти идеально. Не требуйте сразу идеального выполнения: если ребенок старается, значит, он готов учиться – а это половина успеха.

Не перебивай!

В 3, 4, 5 лет лучше быть спонтанным, чем застенчивым! Но учиться считаться с другими придется независимо от темперамента. В 3 года ребенок слишком сосредоточен на себе, чтобы понять, что другие хотят быть услышанными так же, как и он сам. Но можно предложить ему игру – делать все по очереди. Сначала он делает ход в игре, потом брат, потом папа, потом опять он – иначе все смешается и игры не получится. Сначала говорит один, потом другой. Сложнее с вмешательством во взрослые разговоры. Дети как будто ждут момента, когда вы будете увлечены беседой, чтобы напомнить о себе. Нельзя ругать и «воспитывать» ребенка в присутствии других людей. Переговорите о проблеме дома, с глазу на глаз. Не навешивайте ярлыков, не стыдите. Разыграйте с куклами ситуацию неудавшегося диалога.

Он отказывается здороваться

Застенчивый ребенок, скорее всего, не будет «влезать в разговор». Он может вообще отказаться вступать в него. Отказ от приветствия или других проявлений вежливости может превратиться в своеобразную игру. Забавно наблюдать, как родители и их гости напряженно ждут одного-единственного слова «здрасте», а не дождавшись, наперебой предлагают свои объяснения: «Стесняется! Не то что мои, те слова не дают сказать!»; «Ты что, забыл, как говорить? Ну и характер! Весь в деда!» Такие «минуты славы» могут только закрепить нежелательное поведение. Ругать и приклеивать ярлыки не стоит. Попробуйте заинтересовать его ритуалами. Расскажите, как приветствуют друг друга животные. Как принято здороваться в разных странах. Возможно, ему понравится идея здороваться каждый день на новом языке. Объясните, что пожелание доброго дня знакомым – не просто слова, оно действительно увеличивает количество добра вокруг нас. Если малыш поздоровался с кем-то, похвалите его, скажите, какое удовольствие вам доставила его воспитанность. И сами не забывайте пожелать ему доброго утра!

Он сквернословит

Да, многие малыши с удовольствием произносят грубые слова. Чтобы не превратить их в запретный плод, не стоит наказывать ребенка за употребление ругательств. Можно попробовать такую игру. Разрешите ребенку повторять «приставшее» к нему слово! Скажите: «Ладно, ты можешь говорить эти слова целых две минуты, пока не прозвонит звонок», − и поставьте таймер. Две минуты без каких-либо препятствий с вашей стороны он может произносить любые запретные слова сколько угодно раз. После этого вы договариваетесь с ребенком, что больше он не будет говорить эти слова ни дома, ни в другом месте. Сквернословие часто превращается в форму вызова или манипулирования. Есть один проверенный метод. Когда вы слышите недопустимое выражение, спокойно начинайте считать. Без ультиматумов, предупреждений и желательно без эмоций. Произносите: «Это один». Если нежелательное поведение не прекращается – «Это два». После счета «три» ребенок отправляется в свою комнату для тайм-аута. После тайм-аута вы не возвращаетесь к обсуждению происшедшего.

Можно использовать приём «подмены слов». Предложите заменять ругательства на другие, самые обычные слова, но произносить с той же «особенной» интонацией. Непривычное поначалу использование рядовых слов в незаурядном контексте весьма комично и неизбежно сделает ругань бессмысленной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «День Рождения кота Леопольда»

Цель:1.    Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку.2.    Уточнить предста...

НОД для средней группы "День рождение кота Леопольда"

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе, Оснавная область "Познание" построена согласно ФГТ....

НОД для средней группы "День рождение кота Леопольда"

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе, Оснавная область "Познание" построена согласно ФГТ....

конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "В математическом королевстве кота Леопольда"

Конспект открытого итогового занятия по математике в подготовительной к школе группе....

Поможем коту Леопольду

Вед.: Все собрались? Все здоровы?            Бегать и играть готовы?         Ну тогда ты не ленись,...

Приключения кота Леопольда.

Логопедическое занятие с детьми ОНР 5-6летпо развитию фонематического слуха на начальном этапе обучения...

Математика. С Котом Леопольдом "Умницы и умники"

МатематикаРазработала воспитатель: I квалификационной категории Братухина Гульсина Хайрудиновна  Конспект занятия по математикеподготовительная группа 6 – 7 летС котом Леопольдом«...