«Развивайте мелкую моторику у детей» в подготовительной группе»
консультация (подготовительная группа)

Гомзикова Алла Евгеньевна

Речь совершенствуется под влиянием – кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, связная речь и внимание.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в грамоте и математике, много знают об окружающем их мире. Умеют связно говорить. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно. Родители первоклассников тоже задаются вопросом: Почему так? Что с этим делать?

«Чем больше пишет ребёнок строк, тем хуже у него становится каллиграфия. Строчки не видит, интервал между словами не соблюдает, а его каракули и на буквы то не похожи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развивайте мелкую моторику у детей» в подготовительной группе»

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие в дошкольном возрасте? Как можно подготовить ребёнка к школе? Рассмотрим один из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации движения рук.

Известный факт, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе диагностики и обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя при этом общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием – кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, связная речь и внимание.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в грамоте и математике, много знают об окружающем их мире. Умеют связно говорить. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно. Родители первоклассников тоже задаются вопросом: Почему так? Что с этим делать?

«Чем больше пишет ребёнок строк, тем хуже у него становится каллиграфия. Строчки не видит, интервал между словами не соблюдает, а его каракули и на буквы то не похожи».

Развитый мозг и не развита рука- вот всему причина. И при современном образе жизни детей это не удивительно. Это частое явление. Но это вовсе не значит, что и педагогам, и родителям стоит отчаиваться. Есть решения этой проблемы. И вот одно из них. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Детский сад и игрушки

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Методические рекомендации: на первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

Шарик

Надуваем быстро шарик

Он становится большим

Вдруг наш шарик лопнул

Воздух вышел-ш-ш-ш

Стал он тонким и худым.

Методические указания: пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них и пальцы принимают форму щара. Воздух выходит-пальцы в исходное положение.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний

Сам мизинчик – малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

Методические рекомендации: на одной руке и на другой выставить большие пальчики. Называя каждый пальчик по стихотворению соединять с большим. Дойдя до мизинчика, опустить его и сжать кулачки на обеих руках. После чего стучать кулачками друг об друга.

Наши пальцы

Пальцы встали дружно в ряд (показать раскрытые ладони)

Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак)

Эти два всему указки (показать на двух руках).

Всё покажут без подсказки

Пальцы два- середнячка

Два здоровых бодрячка

Ну, а эти безымянны – молчуны, всегда упрямы

Два мизинца-коротышки

(разжимая каждый пальчик, поддерживаем большим)

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых.

(показываем два больших пальчика)

Игра с бобами Выложить по контуру на картоне бобами любую нарисованную игрушку, которая в детском саду.

Игра для пальчиков «чудесный мешочек».

Игра колечко

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко,

Я его вместо игрушки

Подарю (называет имя ребёнка в дательном падеже) и одевает на пальчик.

Ягоды.

Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, полянка большая!

Здравствуй, трава – мурава!

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несём

Всю тебя мы соберём.

Методические подсказки: пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.

Травка

Ветерок шуршит травой (ладони повёрнуты к себе, и растопырены пальцы. Интенсивно, машем ими.)

Прячет ягодку от нас (соединяем ладошки, как будто, что- то прячем)

Только мы её найдём (машем указательным пальчиком)

На варенье соберём (опускаем руки и как будто собираем).

Игра выложить по контуру на картоне любую ягоду, применяя бобы и горох.

Грибы

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё доел

Оттого и похудел.

Методические рекомендации: загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.

За грибами

Солнце утром встало рано. Всех детишек приласкало

(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть. Солнышко.)

За грибами мы пошли. (Пальцы идут по столу, коленям)

Три лукошка принесли (показать три пальца).

Игра выложить перловкой гриб по контуру на картоне.

Корзинка

В лес корзинку я беру

И грибы в неё кладу.

Методические рекомендации: ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Игра выложить по контуру палочками из веточек корзину.

В лес с корзинкой я пошёл (2 пальчика одной руки идут по ладошке другой руки)

У пенька грибок нашёл (одна рука в кулачок, а другая накрывает его).

Овощи:

Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим (стучим одной стороной ладони об другую ладонь в прямом положении).

Мы капусту режим, режим (движения одной стороной ладони об другую вверх вниз)

Мы капусту солим, солим (из пальцев делаем щепотку и посыпаем)

Мы капусту жмём, жмём (сжимаем в кулачки и разжимаем)

Мы морковку трём, трём (один кулачок об ладонь трём и так же с другой)

Пирожки мы испечём.

Игра с загадкой

Хотя и сахарной зовусь

От дождя я не размокла,

Кругла, сладка, на вкус,

Узнали вы? Я - (свёкла).

Выложить по контуру нарисованные овощи на картоне семенами моркови.

Фрукты

Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин (крутим кулачком одной руки)

Много нас (разжимаем кулачок полностью)

А он один (показываем пальчик указательный на другой руке)

Эта долька для ежа (показываем указательным одной руки на пальчики другой руки и загибаем обратно в кулачок).

Эта долька для чижа

Эта долька утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра.

А для волка кожура (пальчики одной руки в кулачке, а другая изображает зубастого волка)

Он сердит на нас. Беда!

Разбегайтесь кто куда! (кулачок раскрывается и пальчики побежали по ножкам, по столу).

Игра: выложить шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта.

Мы пришли в фруктовый сад

Стали сливы собирать

Сливы, сладкие как мёд,

Сами просятся к нам в рот.

Методические подсказки:

Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе.

Игра: разорвать бумагу на мелкие кусочки и выложить из них любой фрукт.

Деревья и кустарники:

Пальчиковая гимнастика

У дерева ствол,

На стволе много веток

А листья на ветках зелёного цвета.

Методические указания: прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть- чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Игра: выложить из ниток шерстяных цветных контур дерева, ёлки.

Ёлка быстро получается

Если пальчики сцепляются,

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Методические подсказки:

(Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом к друг другу). Пальчики выставляются вперёд. Локти не прижимаются.

Игра с использованием счётных палочек и шерстяных ниток. Выложить контур заборчика, деревьев, кустиков.

Сад забором оградили

Чтоб деревья дольше жили.

Дождь сейчас в лесу пойдёт,

Всё водой своей зальёт

К ёлочке скорей беги,

От дождя себя спаси.

Перелётные птицы:

Пальчиковая гимнастика:

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек –стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан….

Птички, птички по домам!

Методические указания:

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки. Услышав названия птиц. Дети разжимают по одному пальцу на одной руке, а потом на другой. На последние слова пальцы двух рук сжимают в кулаки.

Скворец в скворечнике живёт

И песню звонкую поёт.

Методические рекомендации. Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо,

Птенчикам своим расскажет

Где она взяла зерно.

Методические подсказки: обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

Игра: из веточек создать контур скворечника и можно птичек.

Игра: соединить точки карандашом, не отрывая его от бумаги.

Домашние птицы:

Пальчиковая гимнастика

Раз, два – шли утята,

Три, четыре – за водой,

А за ними плёлся пятый.

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

- Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом поищи.

Методические подсказки: поочерёдно сгибать все пальцы правой руки, затем левой, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Гусь стоит и всё гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические рекомендации: ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Методические указания: ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Курочка прыг на крыльцо:

- Я снесла тебе яйцо.

Методические указания: большой и указательный пальцы обеих рук образуют овалы. Другие прижаты к друг другу в полусогнутом положении.

Рисование пальчиками. Закрасить петушка, курочку и цыплят.

Песня с движениями рук и пальчиков. «Вышла курочка гулять».

Во время выполнения этих упражнений взрослым надо обратить внимание на правильную постановку кисти руки ребёнка и чёткость переключения с одного движения на другое. Указания выполнения должны быть чёткими, понятными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название. Выполнять, желательно, два-три раза в день.

Во время занятия обязательно надо учитывать индивидуальные возрастные особенности. Также настроение, желание и возможности. Главное, чтобы эти занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё неумелую и слабую руку ребёнка карандаш и мучить его работой с прописями. Первые его неудачи вызовут разочарование и даже раздражение. Ребёнок постепенно будет терять интерес. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной. Это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Умелыми пальчики малыша становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в саду и дома с родителями помогают детям уверенно держать карандаш, ручку. Будет получаться у них быстрее завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина, мастерить подарки, пользоваться ножницами.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться и речь, и мышление ребёнка, исчезнут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Но надо не забывать, что очень важно проводить работу по развитию движения рук и в саду, и дома регулярно. Только тогда будет достигнут хороший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

" Развиваем мелкую моторику у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Своевременная выработка у детей тонкой моторики, точной координации движений, формирование зрительного и слухового внимания обеспечивают развитие правильной речи у дошкольников, быстрое обучение навык...

Консультация для родителей "Как развивать мелкую моторику у детей"

      Под понятием "мелкая моторика" подразумеватся движения мелких мышц кистей рук. Движения пальцев и кисти руки развиваются у ребенка постепенно, в течение всего дошкольного п...

Методическая разработка «Как развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста»

1. Что же такое мелкая моторика2.Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка3.С чего начинать работу4. Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки...

Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)

В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...

"Развитие мелкой моторики у детей в подготовительной группе"как

Как праильно развивать мелкую моторику рук перед подготовкой ребенка  к школе....