Консультация для родителей Детское экспериментирование как средство развития любознательности дошкольников
консультация

Жбанкова Ирина Сергеевна

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детское экспериментирование как средство развития любознательности дошкольников»

C:\Users\001\Documents\Не удалять Жбанкова, Лялина\скинула ЭЛЛА\Картинки уголки\уголок экспериментирования.jpg

В каждом маленьком ребенке —

И мальчишке, и девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже пол кило.

Должен он бежать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется,

Трах-бабах... и нет его.

Каждый новенький ребенок  

Вылезает из пеленок,

И теряется повсюду,

И находится везде.

Он ужасно огорчится,

Если что-нибудь случится,

Если что-нибудь случится

В целом мире без него.

Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых деток. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность моего ребенка? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?

—        Почему в дырках ничего нет?

—        Отчего ветер дует?

—        Откуда приходит дождь?

—        Почему предметы падают вниз?

Эти ставшие уже классическими вопросы, так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.

Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира?

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша?  Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.

Природа окружает ребёнка с ранних лет, это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывать логику мыслей, чёткость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В возрасте 4 – 5 лет формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, дети получают другое.

А уже в 5 – 6 лет проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Родители, от этих вопросов отшучиваются: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «ваши промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Каждый ребенок, по своей натуре исследователь, без этого его маленькая жизнь скучна и неинтересна. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

Консультация для родителей "Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников»

Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольниковОтечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы , без древних и новых произведений устног...

Консультация для родителей "Словесные игры как средство развития речи дошкольников"

Консультация предназначена для родителей детей страршего дошкольного возраста. Данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, ...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»....

Консультация для родителей "Игры - эстафеты как средство развития интереса дошкольников к физической культуре".

Консультация для родителей "Игры -эстафеты как средство развития интереса дошкольников"....