Сообщение для родителей «Детское экспериментирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»
консультация (подготовительная группа)

Милохова Елена Петровна

Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения в начальной школе. Не отстает от школы и дошкольное образование. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования и Федеральная образовательная программа (ФОП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_dlya_roditeley.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для родителей

«Детское экспериментирование как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон


         Одним из важнейших направлений системы образования Российской Федерации является использование преемственных образовательных программ для формирования личности ребенка, развития его умственных и творческих способностей, решения проблем адаптации во внешней среде. В последнее время происходит активное внедрение новейших технологий, разработок, продвинутых методик обучения в начальной школе. Не отстает от школы и дошкольное образование. Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС дошкольного образования и Федеральная образовательная программа (ФОП).

Стандарт предусматривает, что содержание основной образовательной программы любого детского сада в Российской Федерации, должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно эстетическое развитие; физическое развитие. Таким образом, образовательная область «Познавательное развитие» является неотъемлемой и составной частью любой общеобразовательной программы.

Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников. В основе сенсорного развития лежит чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдения. Сенсорные процессы являются первоначальным источником познания. Чувственное восприятие формирует представления — образы предметов, качественные и количественные признаки, их свойства. Чем более разнообразными будут все эти представления, тем легче будут формироваться интеллектуальные познавательные способности детей, в основе которых лежит мышление — высшая форма творческой активности человека. Познавательное развитие по ФОП в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Основные понятия, встречающиеся в ФОП ДО и непосредственно связанны с познавательным развитием дошкольников: познавательное развитие, познавательные интересы, познавательная деятельность, познавательные действия.

          Разработчики ФОП ДО сформулировали содержание каждого подраздела образовательной области «Познавательное развитие». Если содержание образовательной деятельности подраздела «Сенсорные эталоны и познавательные действия» в раннем возрасте включает в себя игры-манипуляции, предметно-орудийные действия; группировка однородных предметов по одному из трёх признаков (величина, цвет, форма) и словесные указания при этом простейшие – большой, маленький, такой, не такой, для обозначения формы используют предэталоны (опредмеченные слова-названия) – «кирпичик», «крыша» и т.д., то подготовительной группе это сравнение предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов в процессе исследовательской деятельности. (цвета (от основных до всех цветов спектра, оттенков цвета и умение смешивать цвета для получения нужного оттенка). В подразделе ФОП «Математические представления» в подготовительной группе педагог формирует у детей умения использовать для познания объектов и явлений окружающего мира математические способы нахождения решений: вычисление, измерение, сравнение по количеству, форме и величине с помощью условной меры, создание планов, схем, использование знаков, эталонов и другое; − в процессе специально организованной деятельности совершенствует умения считать в прямом и обратном порядке, знакомит с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка, закрепляет знания о цифрах, развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; − обогащает представления о плоских и объемных геометрических фигурах, совершенствует умение выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними. Педагог способствует совершенствованию у детей умений классифицировать фигуры по внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и тому подобное), овладению различными способами видоизменения геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и другое; − формирует представления и умение измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры и понимание взаимообратных отношений между мерой и результатом измерения. Педагог закрепляет умения ориентироваться на местности и показывает способы ориентировки в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку. Формирует представления о календаре как системе измерения времени, развивает чувство времени, умения определять время по часам с точностью до четверти часа.

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. А помощью игр – экспериментов ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания, умения и навыки. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, и именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является метод экспериментирование. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения опыта. Необходимость рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные результаты, сделать выводы, стимулирует всестороннее развитие, обогащение речи детей. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

2. Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

  В нашей группе, создается все для того, чтобы ребенок - исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает нужными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

          Некоторые примеры использования исследовательской деятельности в математике:

Эксперимент с мячами. Ребёнок берёт два одинаковых по величине и цвету мяча, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом. Он проводит эксперимент, в котором сравнивает мячи, выявляя признаки их сходства и различия. 

Эксперимент с водой. При изучении раздела «Форма» экспериментальным путём можно установить, что такое вещество, как вода, не имеет формы. Другой эксперимент с водой может быть направлен на изучение свойства сохранения объёма воды в независимости от формы сосуда. 

Измерение сыпучих и жидких материалов. Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая узкая и низкая широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объём воды.                                                                                 

Одной из программных задач по формированию математических представлений при использовании экспериментирования является деление предметов на равные части, реализовать которую возможно с помощью экспериментирования. Например, предложив детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части.

          Эксперимент должен быть безопасным, интересным, не долгим и ярким по возможности, сопровождаться умозаключением ребенка.    

          Итак, экспериментирование очень важный метод для развития личности ребёнка, так как способствует становлению целостной картины мира и основ культурного познания окружающего мира.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Презентация "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"...

Представление опыта работы "Интерактивная игра как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста"

Нам необходимо создать комфортные условия обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. И одним из составляющ...

Статья на тему:Конструктивные игры ,как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

конструктивные игры ,как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Детское экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:       На сегодняшний день модернизация Российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использова...

Статья "Технология детской мультипликации как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Технология детской мультипликации является эффективным средством их развития. В статье представлены...