Статья "Технология детской мультипликации как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)
В статье раскрывается проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Технология детской мультипликации является эффективным средством их развития. В статье представлены результаты исследования творческих способностей старших дошкольников, обоснованы их особенности и апробированы педагогические условия для их развития.
Опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции от 1 декабря 2023 г. "Проблемы и перспективы дошкольного образования в современном обществе"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.21
ТЕХНОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ушакова О. В.,
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №179,
г. Иркутск
e-mail: olya.ushakova.1975@bk.ru
Аннотация: в статье раскрывается проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Технология детской мультипликации является эффективным средством их развития. В статье представлены результаты исследования творческих способностей старших дошкольников, обоснованы их особенности и апробированы педагогические условия для их развития.
Ключевые слова: технология мультипликации, старший дошкольный возраст, педагогические условия, творческие способности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который является одним из оснований для создания Федеральной образовательной программы, целью является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а также развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Современному педагогу необходимо искать методы и средства работы, которые должны соответствовать новым требованиям к образованию старших дошкольников, а именно формированию творчески активной личности способной эффективно и нестандартно решать жизненные ситуации [6].
Одним из таких педагогических средств, способствующим развитию творческих способностей детей дошкольника возраста является технология детской мультипликации [1].
При изучении психолого-педагогической литературы, нами были выявлены следующие противоречия:
—между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы развития творческих способностей в практике дошкольной образовательной организации;
— между возможностями мультипликации для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью мультипликации как средства, способствующего развитию данного вида способностей.
Цель исследования: выявить особенности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определении педагогически условий их развития посредством технологии детской мультипликации.
Теплов Б.М., рассуждая о способностях, говорит о том, что индивидуально-психологические особенности, отличают одного человека от другого, и что никто не станет говорить о способностях там, где дело идёт о свойствах, в отношении которых все люди равны. Автор указывает на то, что определённый вид деятельности человека, «направленный на разрешение возникающих противоречий (решение творческой задачи), для которой необходимы «объективные» (материальные, обще социальные), и субъективные условия (ЗУН и творческие способности), результатом которой является оригинальность и новизна, личная и общественная социальная значимость [5].
Галлимулина Э. З. говорит о том, что особенностью развития творческих способностей является процесс овладения навыками. Недостаточно иметь просто развитое воображение и мышление, необходимо владеть навыками, поэтому в старшем дошкольном возрасте творческое развитие ребёнка начинается сопровождаться с усвоением тех или иных навыков, например, рисования, лепки, танцев, музыки [4].
Творческие способности, по мнению Уколовой О. В., это есть индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления [1].
Мы определили показатели оценки творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: оригинальность; гибкость; вариативность [3].
Рассматривая мультипликацию как один из инновационных средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в совокупности с применением различных навыков, Галлимулина Э. З. говорит нам о том, что в её основе лежат изобразительно-выразительные средства, а в сочетании с компьютерными технологиями может стать конкурентно способным развивающим средством для включения разностороннего мышления и раскрытия творческого потенциала. В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная [4].
Социальная значимость темы заключается в том, что, когда дошкольник старшего возраста занимается мультипликацией, он приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности [2]. Мультипликационная педагогика позволяет выявить и развить творческий потенциал ребёнка, помогает ему в осознании своей причастности ко всем явлениям жизни, в формировании личностной жизненной позиции в процессе коллективной деятельности. С точки зрения технологической составляющей мультипликации, мы проанализировали компьютерные программы, используемые для создания мультфильма в дошкольной среде (см. табл.1.).
Таблица 1
Сравнительный анализ компьютерных программ для создания мультфильма
Программа | Описание | Преимущества | Недостатки |
1.Toon Boom Harmony | Лучшая программа для создания мультфильмов, высокий профессиональный уровень | Приложение включает в себя расширенные инструменты и функции. | Требует длительного освоения всех функций, отсутствует русский язык |
2.Autodesk Maya | Профессиональная программа, которая базируется на трёхмерном моделировании и дальнейшем анимации персонажей и различных сцен | Присутствуют все основные инструменты общей анимации, позволяющие разработать покадровый сценарий. | Не для простой анимации, сложность для понимания новичков. |
3.Adobe Animator | Программа используется при работе с фото, видео, графикой. | Программа на русском языке, идеально подходит начинающим пользователям | Если создавать компьютерного персонажа нужно потратить много времени. |
4.Pivot Animator | Приложение для анимации картинок, фотографий | Простота в освоении, реалистичность поведения, создаваемых персонажей | Нельзя менять масштаб, в режиме «создателя» нельзя добавлять новые кадры. |
5.Express Animator | Редактирование мультфильма по кадрам, конвертация его в различные форматы. | Простая и понятная в освоении, удобные инструменты, бесплатная, русский язык | Не хватает простых и полезных инструментов |
6. Hippani Animator | Предназначена для учебных заведений | Возможность перемещения объектов простым перетаскиванием мышью | Софт актуален для реализации небольших проектов, не для профессионального использования, функций бесплатной версии может быть недостаточно |
7. Tupi | Очень простой интерфейс, доступен в использовании, множество готовых объектов | Можно создавать собственные картинки и анимировать их | Для использования нужно регистрироваться |
8. Scratch | Образовательная программа | Поможет приобрести первые навыки анимации, схожа со сборкой конструктора, развивает умение работать на компьютере. | Для обучения самостоятельного создания мультфильма, не умея читать и писать может начать программировать |
Итак, преимущества использования технологии детской мультипликации при развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста:
— вариативность, как желание и стремление в непосредственном участии в создании мультфильма каждого воспитанника, включение результатов его деятельности в общую работу повышает его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному;
— для развития оригинальности технология мультипликации включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литературой, музыкой;
— при развитии гибкости мультипликация позволяет познакомить старшего дошкольника с разными видами искусства, обучиться различным техникам.
Исследование особенностей творческих способностей осуществлялось нами на базе МБДОУ города Иркутска детский сад №179.
Для объективной оценки педагогических условий в ДОУ для развития творческих способностей на констатирующем этапе исследования нами были применены такие методы как опрос педагогов, анализ педагогических карт и календарно-тематических планов, анкетирование родителей, экспертиза предметно-пространственной среды группы («Центр творчества»).
В критериях готовности педагогов мы выделили три основных компонента: когнитивный, деятельностный и поведенческий. Методикой диагностики для педагогов являлся составленный нами опросник. В результате выявлено, что при работе над развитием творческих способностей детей старшего дошкольного возраста они находятся на разном профессиональном уровне, повышенные показатели базового уровня (40%) и критического (47%). Характеристикой базового уровня работы в исследуемом направлении является наличие знаний теории в области развития творческих способностей дошкольников, умением планировать различные мероприятия, владением различными методами и формами, но лишь иногда педагоги применяют технологию детской мультипликации в своей деятельности. Так, например, О. Щ. (педагогический стаж 22 года) на вопрос: «Какие творческие способности развивают занятия мультипликацией?» Ответила: «Технология мультипликации не только развивает творческие способности, но и развивает заинтересованность и волевые качества, такие как усидчивость». Критический уровень в основном характеризуется отсутствием знаний применения технологии мультипликации в процессе развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исследование предметно-пространственной развивающей среды «Центра творчества» группы №9 МБДОУ г. Иркутска детского сада№179 показало, что обеспечение ресурсной средой для создания мультфильма составляет 90% из 100%. Критериями оценки РППС являлись: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Анализ показал, что в группе сохраняются созданные детьми образы, фон, пространство для создания мультфильма, сохраняются следы игровых замыслов, отражающие интерес нескольких групп детей или одного ребёнка. В группе есть одно стационарное место, где находится мультипликационная студия, камера, штатив, компьютер, в группе предусмотрены контейнеры для хранения материалов, есть знаки, отражающие правило «не ломать», «не убирать», знаки личных предпочтений, а также присутствуют следы документации: перечень ролей, которые нужно озвучить, детские проекты, раскадровка, в компьютере есть сохранённые отснятые материалы, отражающие деятельность детей.
«Центр творчества» в группе необходимо постоянно пополнять новыми материалами в соответствии с творческой направленностью, чтобы давать возможность детям развивать свои творческие способности при создании мультфильма.
С целью выявления представлений родителей о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено анкетирование 20 родителей.
После проведения опроса выяснилось, что базовый уровень развития творческих способностей имеют 60% детей. Например, некоторые родители считают, что применять технологию мультипликации нужно в более раннем возрасте, что у ребёнка мало информации о событиях и проблемах окружающего мира.
Исходя из полученных данных, можно сказать, что большинство взрослых в конечном результате определения предложенных творческих способностей своих детей при применении технологии мультипликации соглашаются, что прогресс в их развитии существует.
Для исследования особенностей творческих способностей детей старшего дошкольного возраста группы нами была использована методика «Сочини сказку» Е.Л. Полоцкой, тест «Закончи рисунок» Э.П. Торренса и беседа, выявляющая представления детей о технологии детской мультипликации.
В результате проведённой работы выяснилось, что большинство детей в экспериментальной группе (43%) и в контрольной группе (37%) имеют низкий уровень развития творческих способностей. Эти воспитанники не смогли сочинить сказку, либо рассказали знакомый сюжет, некоторые вообще отказались от выполнения задания, в изображениях присутствует абстракция, соответственно не могут придумать названия рисунка, при выполнении задания используют карандаши одного цвета, называют знакомых героев мультфильма, не имеют представления о способах создания образов, используемых в технологии мультипликация, не проявляют интереса при обсуждении создания мультфильма.
Нами был проведён формирующий эксперимент, направленный на развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью технологии детской мультипликации.
На 1 этапе при создании мультфильма «Сибирский бабр» центр творчества был пополнен разнообразными материалами и художественными средствами: акварельные краски, кисти различной толщины, цветная бумага, цветной картон, ватманы для изготовления фона, фломастеры, цветные карандаши для создания героев мультфильма и декораций к ним; изготовленными фигурками для пальчикового театра бабра, нерпы, омуля для обыгрывания создаваемой истории о путешествии бабра; материалами, с помощью которых создаются различные декорации к будущему мультфильму по замыслу детей, с использованием различных конструкторов, также для обыгрывания приключений бабра во время путешествия. Организуя пополнение данного центра, мы опирались на индивидуальный подход, учитывая уровень развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста и дифференцировали задания.
2 этап был направлен на взаимодействие педагога с детьми с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильма «Сибирский бабр».
В рамках первого уровня, чтобы вызвать интерес к данному виду деятельности, демонстрировались мультфильмы, созданные самими детьми, происходило знакомство с профессиями анимации, посещали библиотеку. Нами создавалась креативная образовательная среда с целью положительной мотивации к работе с мультфильмом каждого ребёнка. На втором уровне происходило освоение детьми способов осуществления создания мультфильма. Это изготовление декораций, фонов, героев, съёмка и озвучивание отснятого материала. Работу мы осуществляли последовательно от разработки планов до придумывания своей истории. Апробировали отдельные варианты заданий и упражнений для детей, проверяли эффективность определённых форм, методов, средств обучения в работе с дошкольниками контрольной и экспериментальной групп. При этом уточнялись цели, содержание заданий, направленных на развитие творческих способностей воспитанников.
3 этап дал возможность продемонстрировать усвоенные навыки и умения в процессе работы над мультфильмом, а именно показ родителям, совместный просмотр.
На рефлексивном 4 этапе, который проводился после показа созданного мультфильма, состоялось обсуждение с родителями и детьми удовлетворённости от творческой активности в процессе создания и демонстрации мультфильма.
Исходя из полученных данных в ходе контрольного эксперимента, был сделан вывод о наличии количественно-качественной динамики не только творческих способностей детей экспериментальной группы в отличие от контрольной (число испытуемых в экспериментальной группе, обладающих высоким уровнем, увеличилось на 23%, с низким уровнем, уменьшилось на 40%), но и повышенный уровень у педагогов увеличился на 12% по сравнению с констатирующим этапом, а у родителей на 22%.
Таким образом, созданные нами педагогические условия обеспечили повышение уровня творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации.
Список литературы:
1. Бавыкина, Г. Н. Создание мультфильма с детьми как вид проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Г. Н. Бавыкина, О. В. Уколова //Амурский вестник. 2015. №2. С. 14-20.
2. Бояркина, В. В. Влияние мультфильмов на духовное развитие личности в современных условиях [Текст] / В. В. Бояркина // Вестн. Иркут. Ун.-та, 2017.— С. 106/
3. Вавиловцева, В. В. Применение анимационных технологий как эффективная практика в развитии креативных способностей старших дошкольников [Текст] / В. В. Вавиловцева // Цифровая наука. 2011.— С. 48—51.
4. Галлимулина, Э. З. Развитие творческих способностей детей
младшего дошкольного возраста посредством компьютерной анимации [Текст]
/ Э. З. Галлимулина // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2002.— С. 45.
5. Теплов, Б. М. Способности и одарённость [Текст] / Б. М. Теплов //Вестник Московского университета. 2014. №4. С.99 —105.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 [Электронный документ]. — Режим доступа:
FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf (gosuslugi.ru) —Загл. с экрана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

Ритмика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду
Современные образовательные концепции выдвигают важную задачу формирования у детей основ базисной культуры личности.В связи с этим, особую актуальность приобретает практический опыт, направленный на э...

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

ТИКО и мультипликация как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опыт по созданию мультипликационных фильмов детском саду...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

