Роль родителей в развитии элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
консультация

Довнар Ольга Васильевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_razvitii_elementarnyh_mat._predstavleniy.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в развитии

элементарных математических представлений

детей дошкольного возраста

        Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

        Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество ДОУ и родителей ребёнка.

        И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективного математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

        Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно – следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось бы учиться с нуля, уже в дошкольном периоде, нужно готовить ребёнка соответствующим образом. Многие родители    

полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». В то же время ребёнок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.

Не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. 

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка в этой области весьма скромны).

           Логические приёмы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразно всего в русле математического развития.

        В игровой форме родители могут привить ребёнку знания из области математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребёнку помогут самые близкие люди – его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведённое время вместе с собственным ребёнком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное – это привить ребёнку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной форме.

        Главное при обучении счёту вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребёнка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы ребёнок различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, честь, целое. Если ребёнок посещает детский сад или школу будущего первоклассника, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания будут прочнее, если родители будут их закреплять и дома. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше).

        Рисует ребёнок - спросить его о длине карандашей, сравнить их по длине, чтоб ребёнок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван), толще - тоньше (колбаса, сосиска, палка).Использовать игрушки разной величины (матрёшки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски верёвок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, ребёнок должен к школе научиться пользоваться правильными словами для сравнения по величине. 

Дети знакомятся с цифрами. Обращать внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер дома, квартиры, номер машины.

Предложить ребёнку вместе с родителями рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросить отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Сформированные у родителей стремление понять ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами, умение творчески применять полученные педагогические знания, будут способствовать появлению эмоционально – положительного, осознанного, нравственно – мотивированного поведения ребёнка, взаимопониманию между ними.

ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

Счёт в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребёнком считать. Сосчитать можно количество – пассажиров детей, дома, магазины и т.д.

Счёт на кухне. Кухня – отличное место для постижения основ математики. Ребёнок может пересчитывать сервировки, помогая вам накрывать стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть конфеты, пуговицы, камешки и т.д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке. 

Какое число пропущено? Ребёнок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребёнок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Обращайте внимание ребёнка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т.д. Задайте вопросы, например, «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т.д.

Деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь – ...

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Современное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условийнормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.Любая задержка и любое нарушение в ...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста!"

Каким же образом родители могут помочь в формировании правильного произношения и развитии речи детей. Самым первым и главным является создание правильной речевой среды в семье, а самое важное здесь ...

Буклет для родителей "Роль родителей в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста"

В этом буклете содержится информация о том, такое сенсорное воспитание, его значение, а также рекомендации родителям по сенсорному воспитанию....

Методическая разработка Консультация для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир....