Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений своей работы считаю «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам качественной подготовки детей к обучению грамоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

                                                   Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №8

                                                                       Логаева Людмила Николаевна                                    

                                                                                                г. Североморск

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений своей работы считаю «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам качественной подготовки детей к обучению грамоте».

Основная задача всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей, – обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Чтобы организовать всестороннее воспитание ребёнка в семье  родителям нужно не только многое знать и уметь, но и постоянно пополнять багаж своих педагогических знаний, применять их творчески, учитывая индивидуальность своего ребёнка, его интересы и личностные качества.

Изучив теоретические подходы к данной проблеме, я провела анкетирование с целью изучения отношения родителей к обучению детей грамоте в семье и в ДОУ, их компетентности по данному вопросу, заинтересованности и желания сотрудничать.

Родителям было предложено ответить на 11 вопросов.

Анкета для родителей по выявлению отношения к обучению грамоте в                             семьеи  в   условиях ДОУ.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на 11 вопросов анкеты. Ваши ответы помогут нам определить эффективность проводимой в ДОУ работы по подготовке детей к обучению грамоте и наметить пути её совершенствования. Благодарим за сотрудничество.

1.Считаете ли Вы обучение грамоте дошкольника необходимым условием    качественной подготовки  к школе? (да;  не уверены; не знаю)

2.Что такое на Ваш взгляд  обучение грамоте? (умение читать; знание букв; различение буквы и звука; умение хорошо говорить; ориентировка в составе предложения)

3.Какие условия необходимы для успешного осознания ребёнком явлений языка и речи? (правильная речь в семье; занятия в ДОУ; подготовка к обучению грамоте дома; чтение книг; словесные игры; Ваш ответ)

4.Как Вы занимаетесь с ребёнком подготовкой к обучению грамоте дома? Что делаете?

5. Какие игры Вы проводите с ребёнком дома?

6.Знаете ли Вы, в какие игры по грамоте играет с ребёнком воспитатель? (знаю, не очень, не знаю)

7.Считаете ли Вы обязательным  научить ребёнка читать до школы? (да; нет; всему научат в детском саду)

8.Какие буквы знает Ваш ребёнок? Умеет ли читать? (да, нет) Как он читает? (по слогам; бегло; называет отдельно буквы)

9.Знаете ли Вы, как проводится  подготовка к обучению грамоте в детском саду? (да, ребёнок рассказывает; спрашиваю у воспитателя; не знаю; частично представляю, но не уверен; ребёнок не рассказывает)

10.Считаете ли Вы достаточной подготовку к обучению грамоте, осуществляемую в условиях ДОУ? (да; нет; затрудняюсь ответить)

11. Какую методическую литературу по обучению грамоте Вы читали?

Показатели осведомлённости родителей я оценивала по следующей шкале:

При максимальной выраженности показателя выставляется 2 балла, при средней-1 бал, при низкой-0 баллов.

 При анализе анкет я условно разделила  родителей на три группы по  степени их  

осведомлённости  в вопросах обучения  детей грамоте.  

В 1 группу вошли родители, которые серьёзно относятся к обучению детей основам грамоты в дошкольный период. Эту группу составляет  – 42%.

Во 2 группу вошли родители, которые понимают важность и необходимость подготовки к обучению грамоте в дошкольный период, но сами не имеют достаточных знаний по этому вопросу. В данную группу вошло 33% опрошенных родителей.

К 3 группе я отнесла  родителей, которые не уделяют достаточно внимания своим детям. К этой группе относится 25% родителей.

Результаты  анкетирования родителей. 

                                                                                                                           Таблица 1                                                                                                                               Отношение родителей к обучению грамоте в детском саду и в семье.

1 группа

42%

28-33 балла

2 группа

33%

                                                                                                                1-28 баллов

3 группа

25%

0-11 баллов

    Для совершенствования знаний родителей по данной проблеме я разработала календарный план на учебный год.

В плане наметила основные пути сотрудничества с родителями, при этом большое внимание уделяется совместным с детьми и родителями мероприятиям.

         Для реализации плана я использовала разнообразные формы работы с родителями по обучению детей грамоте.

     На открытых занятиях родители познакомились с   игровыми методами и приёмами, которые можно использовать при обучении детей грамоте.

     Провела мастер-класс для родителей, где поделилась опытом по данному вопросу, познакомила с играми. Родители выполняли предложенные задания, это позволило им ощутить себя в роли ребёнка и почувствовать сложность выполняемых заданий.

     Педагогом-психологом был предложен обзор литературы, рекомендованы новинки, которые помогут родителям заниматься с детьми обучением грамоте.

     Стало традицией проведение «Круглого стола» с родителями. В начале работы круглого стола педагог-психолог проводила тренинги, чтобы расположить родителей к свободному общению, после чего родители делились имеющимся опытом по обучению детей грамоте, задавали вопросы, совместно с воспитателем и психологом находили решение проблемных ситуаций.

      На семинаре-практикуме родители совместно с детьми под руководством учителя-логопеда обучались приёмам моделирования. Этот семинар позволил сплотить родителей и детей, так как они смогли почувствовать взаимопомощь и ответственность за выполнение совместного задания. Логопед познакомила родителей с литературой по обучению детей грамоте.

   На заключительном этапе провела совместные праздники и развлечения, где родители были не только зрителями, но и героями представлений

   В течение года в родительских уголках размещала информацию по подготовке детей школе, например, «Готовим руку к письму», «Игры и упражнения со звучащим словом» и др.

В результате проделанной работы у родителей появился интерес по вопросам подготовки детей к обучению грамоте, желание сотрудничать. Они стали интересоваться литературой по подготовке детей к школе, по обучению грамоте и чтению, приобретать дидактические игры и заниматься ими с детьми.  

Совместная работа педагогов и родителей помогла глубже разобраться в вопросах готовности детей к школе, дала возможность родителям правильно оценить ребёнка, наблюдая его и в семье и в детском саду, это позволило избежать трудностей при поступлении в школу.

В конце учебного года я провела повторное анкетирование по тем же вопросам, результаты получились следующие:

                                                                                                                                        Таблица 2

Отношение родителей к обучению грамоте в детском саду и в семье

Группы родителей

%состав

Баллы

1 группа

58%

28-33 балла

2 группа

42%

11-28 баллов

3 группа

-

0-11 баллов

     Я провела сравнительный анализ, и полученные результаты продемонстрировала в таблице.                                                                                                                          Таблица 3

Изменения результатов экспериментального обучения

Направления эксперимента

До экспериментального обучения

После экспериментального обучения

Результат

Анкетирование родителей

Высокий – 42%

Средний – 33%

Низкий – 25%

58%

42%

-

Улучш. на 16%

Улучш.на 9%

Результаты анкетирования показали, что работа по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам качественной подготовке детей к обучению грамоте, проводимая  в течение года была продуктивной. Родители изменили своё отношение к подготовке детей к школе и сами стали активнее принимать участие в этом процессе.  

Работая по данной теме сделала следующие выводы:

  1. Сотрудничество всех участников педагогического процесса помогает родителям глубже разобраться в вопросах готовности их детей к обучению в школе, в формах, методах и условиях её формирования, даёт возможность правильно оценить способности ребёнка и избежать трудностей при поступлении в школу.
  2. Только при заинтересованном отношении родителей можно достичь высоких показателей в развитии ребёнка и качественно подготовить его к обучению в школе.
  3. Необходимо проводить планомерную работу с родителями в течении учебного года, используя эффективные формы совместной работы, способствующие повышению их педагогической грамотности и заинтересованности.                                                                                      

Для эффективной работы по подготовке детей к освоению грамоты в условиях семьи я разработали рекомендации.

Рекомендации для родителей по организации эффективной   подготовки детей к освоению грамоты в условиях семьи:

1. Обучение ребёнка грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха – умения правильно слышать и выделять все звуки речи – и правильного произношения (артикуляции) звуков речи. С этой целью можно использовать игры («Назови первый звук в слове», «Живые звуки», «Какой звук заблудился», скороговорки, чистоговорки, артикуляционные упражнения («Вкусное варенье», «Маятник», «Хоботок»).

2. Для определения позиции звука в слове и последовательность звуков можно проводить игры и упражнения на звуковой анализ слова «Чудесный мешочек», «Где твоё имя?», «Что собирали братья?», «Подбери слово, чтобы первый звук был Р».

3. При обучении чтению важно научить ребёнка чётко различать звуки и буквы: звук мы слышим и произносим, букву мы пишем и читаем.

4. Работая над словесным составом предложения и над слого-звуковым строением слов, рекомендуем проводить игры «Живые слова», «Живые звуки» и варианты этих игр («Эхо», «Путаница», «Хор», «Составь предложение»).

5. Родителям следует читать ребенку детские книги; использовать занимательность при обучении грамоте: игры-загадки, шарады, ребусы, задачи-шутки, они вызывают интерес у детей к слову, звуку, предложению; наглядные пособия по обучению грамоте помогут детям ориентироваться в количестве звуков в слове и их качественной характеристике, определять слоговой состав слова, понимать линейность и дискретность речи: звуковые линейки, звуковые часы и фишки, схемы-модели, слоговые таблицы.

6. Прививайте ребенку веру в свои силы, не допускайте возникновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще его хвалите. Постепенно у него появляются активность, самостоятельность, желание соревноваться со сверстниками в быстроте ответа, в творчестве.