Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений своей работы считаю «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам качественной подготовки детей к обучению грамоте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №8
Логаева Людмила Николаевна
г. Североморск
Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений своей работы считаю «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам качественной подготовки детей к обучению грамоте».
Основная задача всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей, – обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребёнка. Чтобы организовать всестороннее воспитание ребёнка в семье родителям нужно не только многое знать и уметь, но и постоянно пополнять багаж своих педагогических знаний, применять их творчески, учитывая индивидуальность своего ребёнка, его интересы и личностные качества.
Изучив теоретические подходы к данной проблеме, я провела анкетирование с целью изучения отношения родителей к обучению детей грамоте в семье и в ДОУ, их компетентности по данному вопросу, заинтересованности и желания сотрудничать.
Родителям было предложено ответить на 11 вопросов.
Анкета для родителей по выявлению отношения к обучению грамоте в семьеи в условиях ДОУ.
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на 11 вопросов анкеты. Ваши ответы помогут нам определить эффективность проводимой в ДОУ работы по подготовке детей к обучению грамоте и наметить пути её совершенствования. Благодарим за сотрудничество.
1.Считаете ли Вы обучение грамоте дошкольника необходимым условием качественной подготовки к школе? (да; не уверены; не знаю)
2.Что такое на Ваш взгляд обучение грамоте? (умение читать; знание букв; различение буквы и звука; умение хорошо говорить; ориентировка в составе предложения)
3.Какие условия необходимы для успешного осознания ребёнком явлений языка и речи? (правильная речь в семье; занятия в ДОУ; подготовка к обучению грамоте дома; чтение книг; словесные игры; Ваш ответ)
4.Как Вы занимаетесь с ребёнком подготовкой к обучению грамоте дома? Что делаете?
5. Какие игры Вы проводите с ребёнком дома?
6.Знаете ли Вы, в какие игры по грамоте играет с ребёнком воспитатель? (знаю, не очень, не знаю)
7.Считаете ли Вы обязательным научить ребёнка читать до школы? (да; нет; всему научат в детском саду)
8.Какие буквы знает Ваш ребёнок? Умеет ли читать? (да, нет) Как он читает? (по слогам; бегло; называет отдельно буквы)
9.Знаете ли Вы, как проводится подготовка к обучению грамоте в детском саду? (да, ребёнок рассказывает; спрашиваю у воспитателя; не знаю; частично представляю, но не уверен; ребёнок не рассказывает)
10.Считаете ли Вы достаточной подготовку к обучению грамоте, осуществляемую в условиях ДОУ? (да; нет; затрудняюсь ответить)
11. Какую методическую литературу по обучению грамоте Вы читали?
Показатели осведомлённости родителей я оценивала по следующей шкале:
При максимальной выраженности показателя выставляется 2 балла, при средней-1 бал, при низкой-0 баллов.
При анализе анкет я условно разделила родителей на три группы по степени их
осведомлённости в вопросах обучения детей грамоте.
В 1 группу вошли родители, которые серьёзно относятся к обучению детей основам грамоты в дошкольный период. Эту группу составляет – 42%.
Во 2 группу вошли родители, которые понимают важность и необходимость подготовки к обучению грамоте в дошкольный период, но сами не имеют достаточных знаний по этому вопросу. В данную группу вошло 33% опрошенных родителей.
К 3 группе я отнесла родителей, которые не уделяют достаточно внимания своим детям. К этой группе относится 25% родителей.
Результаты анкетирования родителей.
Таблица 1 Отношение родителей к обучению грамоте в детском саду и в семье.
1 группа | 42% | 28-33 балла |
2 группа | 33% | 1-28 баллов |
3 группа | 25% | 0-11 баллов |
Для совершенствования знаний родителей по данной проблеме я разработала календарный план на учебный год.
В плане наметила основные пути сотрудничества с родителями, при этом большое внимание уделяется совместным с детьми и родителями мероприятиям.
Для реализации плана я использовала разнообразные формы работы с родителями по обучению детей грамоте.
На открытых занятиях родители познакомились с игровыми методами и приёмами, которые можно использовать при обучении детей грамоте.
Провела мастер-класс для родителей, где поделилась опытом по данному вопросу, познакомила с играми. Родители выполняли предложенные задания, это позволило им ощутить себя в роли ребёнка и почувствовать сложность выполняемых заданий.
Педагогом-психологом был предложен обзор литературы, рекомендованы новинки, которые помогут родителям заниматься с детьми обучением грамоте.
Стало традицией проведение «Круглого стола» с родителями. В начале работы круглого стола педагог-психолог проводила тренинги, чтобы расположить родителей к свободному общению, после чего родители делились имеющимся опытом по обучению детей грамоте, задавали вопросы, совместно с воспитателем и психологом находили решение проблемных ситуаций.
На семинаре-практикуме родители совместно с детьми под руководством учителя-логопеда обучались приёмам моделирования. Этот семинар позволил сплотить родителей и детей, так как они смогли почувствовать взаимопомощь и ответственность за выполнение совместного задания. Логопед познакомила родителей с литературой по обучению детей грамоте.
На заключительном этапе провела совместные праздники и развлечения, где родители были не только зрителями, но и героями представлений
В течение года в родительских уголках размещала информацию по подготовке детей школе, например, «Готовим руку к письму», «Игры и упражнения со звучащим словом» и др.
В результате проделанной работы у родителей появился интерес по вопросам подготовки детей к обучению грамоте, желание сотрудничать. Они стали интересоваться литературой по подготовке детей к школе, по обучению грамоте и чтению, приобретать дидактические игры и заниматься ими с детьми.
Совместная работа педагогов и родителей помогла глубже разобраться в вопросах готовности детей к школе, дала возможность родителям правильно оценить ребёнка, наблюдая его и в семье и в детском саду, это позволило избежать трудностей при поступлении в школу.
В конце учебного года я провела повторное анкетирование по тем же вопросам, результаты получились следующие:
Таблица 2
Отношение родителей к обучению грамоте в детском саду и в семье
Группы родителей | %состав | Баллы |
1 группа | 58% | 28-33 балла |
2 группа | 42% | 11-28 баллов |
3 группа | - | 0-11 баллов |
Я провела сравнительный анализ, и полученные результаты продемонстрировала в таблице. Таблица 3
Изменения результатов экспериментального обучения
Направления эксперимента | До экспериментального обучения | После экспериментального обучения | Результат |
Анкетирование родителей | Высокий – 42% Средний – 33% Низкий – 25% | 58% 42% - | Улучш. на 16% Улучш.на 9% |
Результаты анкетирования показали, что работа по взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам качественной подготовке детей к обучению грамоте, проводимая в течение года была продуктивной. Родители изменили своё отношение к подготовке детей к школе и сами стали активнее принимать участие в этом процессе.
Работая по данной теме сделала следующие выводы:
- Сотрудничество всех участников педагогического процесса помогает родителям глубже разобраться в вопросах готовности их детей к обучению в школе, в формах, методах и условиях её формирования, даёт возможность правильно оценить способности ребёнка и избежать трудностей при поступлении в школу.
- Только при заинтересованном отношении родителей можно достичь высоких показателей в развитии ребёнка и качественно подготовить его к обучению в школе.
- Необходимо проводить планомерную работу с родителями в течении учебного года, используя эффективные формы совместной работы, способствующие повышению их педагогической грамотности и заинтересованности.
Для эффективной работы по подготовке детей к освоению грамоты в условиях семьи я разработали рекомендации.
Рекомендации для родителей по организации эффективной подготовки детей к освоению грамоты в условиях семьи:
1. Обучение ребёнка грамоте нужно начинать с развития фонематического слуха – умения правильно слышать и выделять все звуки речи – и правильного произношения (артикуляции) звуков речи. С этой целью можно использовать игры («Назови первый звук в слове», «Живые звуки», «Какой звук заблудился», скороговорки, чистоговорки, артикуляционные упражнения («Вкусное варенье», «Маятник», «Хоботок»).
2. Для определения позиции звука в слове и последовательность звуков можно проводить игры и упражнения на звуковой анализ слова «Чудесный мешочек», «Где твоё имя?», «Что собирали братья?», «Подбери слово, чтобы первый звук был Р».
3. При обучении чтению важно научить ребёнка чётко различать звуки и буквы: звук мы слышим и произносим, букву мы пишем и читаем.
4. Работая над словесным составом предложения и над слого-звуковым строением слов, рекомендуем проводить игры «Живые слова», «Живые звуки» и варианты этих игр («Эхо», «Путаница», «Хор», «Составь предложение»).
5. Родителям следует читать ребенку детские книги; использовать занимательность при обучении грамоте: игры-загадки, шарады, ребусы, задачи-шутки, они вызывают интерес у детей к слову, звуку, предложению; наглядные пособия по обучению грамоте помогут детям ориентироваться в количестве звуков в слове и их качественной характеристике, определять слоговой состав слова, понимать линейность и дискретность речи: звуковые линейки, звуковые часы и фишки, схемы-модели, слоговые таблицы.
6. Прививайте ребенку веру в свои силы, не допускайте возникновения заниженной самооценки. Для этого надо чаще его хвалите. Постепенно у него появляются активность, самостоятельность, желание соревноваться со сверстниками в быстроте ответа, в творчестве.