«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
методическая разработка по обучению грамоте на тему

Серова Юлия Александровна

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

Важно, чтобы ребёнок к школе:

● не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

● умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

● под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.

 

 

 

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

● Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

● Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

● Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.

Подготовительный этап

Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем звукоразличение. На этом этапе даётся понятие "звук".

● сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

● затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

● узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Можно использовать игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Громко - тихо", "Кто сказал?"

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) интонационно, через хлопки, шаги, приседание.

Нужно использовать игры, в соответствии с лексической темой. Например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

● паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

● гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

● домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

Знакомство с гласными звуками

Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, что кричит ослик? Обращаем внимание на  артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета).

Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

 

 Предлагаемые игры:

● "Немые звуки": показываем артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

● "Фотография звука":  произносим звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

● "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):

● "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:

● Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);

● Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

● Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

● Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).

После знакомства со звуками ведется работа над позицией звука в слове:

● Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом.

● Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова.

● В середине слова.

 Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ, значимых слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Детям предлагается сюжетная картинка с изображением девочки, которая потерялась в лесу. Задаются наводящие вопросы: "Что случилось с девочкой?", " Что она кричит?". Когда выучим буквы подробно проводится звуковой анализ слова АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

Знакомство с согласными звуками

Рекомендуем начинать со звуков, артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно такие  звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Дети должны усвоить, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать ее.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].

Детям можно рассказать: теленок, еще не умеет мычать по - настоящему. У него получается М-М-М. Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы и произносится отрывисто. Это согласный звук и подкрепляем это понятие символом синего цвета.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка.

Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех, кулак - твердый, облачко, подушка - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.

Знакомство с буквами

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой (С), мы заучиваем стишок:

Села мышка в уголок,

Съела сыра кусок.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

● Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

● Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

● Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,

● фасоли и другие мелкие предметы;

● Вырывать из бумаги образ буквы;

● Получить в подарок букву;

● Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:

● с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);

● прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);

● односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);

● двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);

● односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);

● двусложные со стечением (скала:);

● трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова зима. Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

● назвать количество звуков в слове;

● назвать звуки по порядку;

● сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;

● сколько согласных;

● назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» Составила воспитатель первой категории МБДОУ №7 «Золотая рыбка» г. о. Краснознаменск Серова Юлия Александровна

Слайд 2

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Слайд 3

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: ● Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров); ● Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; ● Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Слайд 4

Подготовительный этап Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем звукоразличение. На этом этапе даётся понятие "звук". ● сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); ● затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); ● узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)

Слайд 6

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия: ● паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; ● гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; ● домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

Слайд 8

Знакомство с гласными буквами Предлагаемые игры: ● "Немые звуки": показываем артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот. ● "Фотография звука": произносим звук, дети показывают карточку-символ и наоборот; ● "Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл): ● "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Слайд 10

Знакомство с согласными звуками

Слайд 11

Знакомство с буквами Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. ● Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; ● Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; ● Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, ● фасоли и другие мелкие предметы; ● Вырывать из бумаги образ буквы; ● Получить в подарок букву; ● Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

Игры,которые помогают детям закрепить полученные знания по  обучению грамоте....

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте

Конспект  организации совместной деятельности  по обучению грамоте«Волшебный сундучок Деда Грамотея»...

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Презентация «Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...


 

Комментарии

Константинова Юлия Александровна

Очень интересно. Спасибо.