Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Иванова Любовь Анатольевна
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие -умение определять последовательность и количество звуков в слове. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей групп комбинированной направленности

Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.C:\Users\Логопед\Desktop\Н10.jpg

   Фонематическое восприятие -умение определять последовательность и количество звуков в слове.

   Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:

  1. Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического  строя, словаря, артикуляции и дикции.
  1. Выработка орфографических навыков.
  2. Овладение чтением.
  3. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
  4. Успешность обучения грамоте.

Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха.

  1. Смешение звуков:
  • звонкие- глухие (блакала – плакала);
  • свистящие – шипящие (чаши – часы);
  • твердые – мягкие (ягоди – ягоды);
  • сонорные (тли – три);
  • аффрикаты (чветы – цветы).

2.   Перестановка и включение отдельных звуков

      (наушинки – наушники, нулжа – лужа).

З.   Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги

     (метает – подметает, тишинына – тишина).

4.   Замена звуков

     (табака – собака, идют – идёт).

5.   Ошибки при чтении:

  •  пропуск букв, слогов, предлогов;
  • замена и перестановка букв, слогов;
  • «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности.

С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

1 этап (подготовительный) – развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Игры, используемые в коррекционной работе на 1 этапе.

-различение неречевых звуков.

Игра «Послушай и скажи, что звучало»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (машины, звонок телефона, звонок в дверь, льющийся воды, звонок домофона, будильник)

Игра «Шумовые баночки».

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

2 этап - развитие речевого слуха.

Игры, используемые в коррекционной работе на 2 этапе.

- различение силы, тембра и высоты голоса

Игра «Чей голос звучал?».

Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.

Игра «Три медведя».

Цель: развитие умения менять высоту голоса

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

- дифференциация слов, близких по звуковому составу:

Игра "Хлопни в ладоши, если произнесу слово неправильно".

1 вариант. Логопед объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.

вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом

бумага — пумага — тумага — пумака — бумака

собака – сябака – сапака – фабака – собака – сабяка

шапка – фапка – сяпка – шапка – щапка – сапка

корабль – корябль – колябль – колабль – коябль

- дифференциация слогов

Игра «Покажи кружок, когда услышишь лишний  слог»

Логопед произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен показать кружок, когда услышит лишний (другой) слог.

Игра «Инопланетянин»

Цель: дифференциация слогов.

Оборудование: шапочка инопланетянина.

Ход: Ребята, к нам с другой планеты прилетел лунатик. Он не умеет говорить на русском языке, но хочет с вами подружиться и поиграть. Он говорит, а вы повторяйте за ним. ПА-ПА-ПО… МА-МО-МУ… СА-ША-СА… ЛА-ЛА-РА… Сначала роль инопланетянина исполняет взрослый, затем ребенок.

-дифференциация фонем.

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

-выделение гласных из ряда звуков.

-узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

-узнавание гласных на фоне многосложных слов.

-выделение согласных из ряда других звуков.

- узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Игра «Покажи на картинку, когда услышишь соответствующий звук».

Логопед произносит звуки, а ребенок должен показать картинку подходящую по смыслу:

Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а».
Мышонок смеется: «И-и-ии-ии».
Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э».
Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у».
Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о».

Штангист поднимает штангу: «Ы-ы-ы-ы-ы».

3 этап Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

- Определение количества слогов в словах разной сложности

- Выделение первого и последнего звука в слове

- Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из

предложения.

- Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-

согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- Определение места, количества, последовательности звуков в слове

- Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

- построение моделей

Игра «Отстукивание слогов»

Цель: обучение слоговому анализу слов

Оборудование: барабан, бубен.

Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Игра «Цепочка слов».

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука

в словах.

Оборудование. Карточки с предметными картинками.

Ход игры. Играют 4-6 детей. У каждого ребенка по 6 карточек. Начинает выкладывать цепочку логопед. Следующую картинку кладет ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.

Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте...