Консультация. По страницам сказок.
консультация

Кудерышкова Ирина Александровна

Краткая классификация сказок с указание возраста, в котором они наиболее актуальны для чтения детям-дошкольникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._po_stranitsam_skazok.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

По страницам сказок.

 «Сказки как старые друзья — их надо навещать время от времени» (Дж.Мартин)

 В жизни любого ребенка сказка имеет колоссальное значение. Она может стать чуть ли первым средством в его развитии и воспитании. Сила сказки в том, что может быть властна над ребенком вплоть до подросткового возраста. Это происходит потому, что сказка, представляя собой активное эстетическое творчество, захватывает все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю.

С одной стороны, сказки во многом несут в себе поучительный контекст реального мира («Сказка ложь, да в ней намек»), но с другой дают детям возможность мечтать и путешествовать в мир фантазии. Посредством знакомства со сказками у детей происходит формирование эмоциональной стороны, а также развитие морально-нравственных качеств.

Знакомство детей со сказочным фольклором начинается еще в раннем дошкольном возрасте с чтение, а потом и рассказывание кумулятивных сказок. В основе этого жанра – многократный повтор («Теремок», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко»), который позволяет ребенку не упустить нить содержания и проследить развитие действия сказки до конца. Эти сказки хорошо усваиваются в совокупности с визуальным рядом, когда ребенок имеет возможность отследить момент появления каждого нового персонажа и почувствовать радость от знания того, что может произойти дальше.

На протяжении всего дошкольного детства детей сопровождают сказки о животных. Они являются наиболее подходящим жанром для понимания т.к. образы животных помогают детям наглядно увидеть конкретные качества личности, не привязывая их к какому-либо конкретному человеку. В отличие от кумулятивных сказок здесь в характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности. Наиболее часто встречают стереотипы в образах лисы, волка и медведя. Каждый ребенок знает, как хитра и коварна лиса, сердит волк и глуп медведь. Ребенку показывают, что не стоит проявлять в поведении повадки диких зверей. В противовес им в сказках о животных всегда находится место мудрому (не хитрому, как лиса) коту, заботливой козе, отважному петушку, который готов быть верным другом. А вот эти животные издавна были рядом с детьми. Сказки же создавались, когда коза была кормилицей, петушок зарю встречать помогал, а кот убаюкивал.

К окончанию детского сада в литературный кругозор ребенка входят новые по жанру сказки – волшебные. Они уже рассчитаны на наличие у ребенка какого то эмоционального опыта, который позволяет наградить характеристиками уже человеческих персонажей. Кроме того, волшебные сказки активно включают процесс воображения т.к. ребенок никогда не может заранее предугадать следующий поворот сюжета. Но самое главное в том, что читая или слушая сказку ребенок всегда знает, что она хорошо закончится (добро победит зло) и поэтому не высказывает протеста к тому, чтобы узнать продолжение.

Подбирая ребенку сказки для чтения следует обратить внимание на:

  • Возраст ребенка (об этом подробно указано выше);
  • Особенности характера и темперамента (Так, например, если Ваш малыш излишне сентиментален – «Серая шейка» или «Дюймовочка» с мертвой ласточкой могут довести его до слез и истерики (даже если все заканчивается хорошо).);
  • Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными. Соответственно, чем старше становится ребенок, тем более разнообразной должна становится лексика в сказках и тем длиннее может становится сюжет.
  • Сказки должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить.
  • Чем младше ребенок, тем ярче и красочнее для него должен быть наглядный ряд к сказке. С возрастом ребенка количество картинок может переходить в качество. т.е., если младшему дошкольнику еще нужно во отчую познакомится с каждым персонажем, то детках старшего дошкольного возраста уже будет интересна одна иллюстрация, но насыщенная действием и включающая сразу несколько персонажей.

Благодаря чтению растет словарный запас ребенка, улучшается разговорная речь и способность ясно излагать свои мысли. Развиваются коммуникативные навыки: сочувствуя вымышленным персонажам, ребенок учится сопереживанию в принципе, учится понимать других людей, видеть мотивы поступков и предугадывать реакцию.

При помощи осознанного подбора сказок родители могут формировать эмоциональную сторону ребенка, а также развивать в нем определенные морально-нравственные качества: человеколюбие, честность, скромность, смелость и др. С подборкой таких сказок можно познакомится в списке.

Список сказок, рассказывающих о морально-нравственных качествах человека.

  • Катаев В. «Цветик-семицветик» (человеколюбие)
  • Русская народная сказка «Зимовье» (взаимопомощь)
  • Андерсен Г.Х. «Дюймовочка», сказка народов Индии «Чьи руки краше» (жадность и щедрость)
  • Сутеев В. «Под грибом» (милосердие, сострадание)
  • Братья Гримм «Заяц и ёж» (честность и лживость, заносчивость)
  • Погорельский А. «Черная курица и подземные жители» и Аксаков С. «Аленький цветочек» (честность и справедливость)
  • Заходер Б. «Лисицын суд» (справедливость)
  • Итальянская сказка «Как осел петь перестал», Гаршин В. «Лягушка путешественница» и Толстой Л. «Павлин и журавль» (скромность и хвастовство)
  • Русская народная сказка «Волк и семеро козлят», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Перро Ш. «Красная Шапочка» (прямодушие и хитрость)
  • Сказка народов Аляски «Большое путешествие маленького мышонка», Ушинский К. «Орел и кошка», русская народная сказка «У страха глаза велики» (смелость и трусость)
  • Перро Ш. «Дары феи», русская народная сказка «Привередница», «Каша из топора» (жадность и щедрость)
  • Русская народная сказка «Морозко», Перро Ш. «Золушка», Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке» (строптивость и смирение)

Использованные источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultaci-dlja-roditelei-kakie-skazki-chitat-detjam-vybiraem-skazki-po-vozrastu.html

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-rol-skazki-v-zhizni-rebyonka-1237261.html

Кудерышкова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам сказок А.С. Пушкина

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы...

НОД "По страницам сказок"

Комплексное занятие в средней группе "По страницам сказок". Програмное содержание:* Познакомить детей с оформлением книги.* Помочь понять, что иллюстрированные издания книг следует учиться внимат...

"По страницам сказок"

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "По страницам сказок"....

По страницам сказок

Развлечение в старшей группе по художественной литературе...

«Путешествие по страницам сказок»

Конспект занятия по художественному чтению с элементами сенсорного развития в средней группе...

Консультация для родителей "По страницам сказок"

Предлагаю вопросник при прочтении сказок детям...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...