Роль педагога в патриотическом воспитании
консультация (младшая группа)

Вострикова Элла Владимировна

 

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, это научить их любить себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное учреждение дошкольного образования- центр развития ребёнка – детский сад № 305 СО РАН

Консультация для родителей.

 « Роль педагога в патриотическом воспитании»

Подготовила воспитатель: Э. В. Вострикова г. Новосибирск 2020г.

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своему Отечеству. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001- 2005 годы», а также ее продолжение до 2010 г. определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».

        Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей стране, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников детского сада, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленными и действенными. Воспитатели рассказывают дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая заботу о детях. Для этой цели целесообразно использовать беседы, художественную литературу, рассматривание картин, экскурсии.

Важно учитывать особенности ребенка, предусматривать возможность противоречия между его нравственными представлениями и конкретными поступками. Поэтому особое внимание следует уделять воспитанию действенной любви к людям, желания помогать им (накрыть на стол, вымыть посуду и т.п.)

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольного учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Организуя наблюдения за трудом няни, прачки, повара, дворника и других работников, воспитатель раскрывает детям смысл их действий, направленных на создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой, заполнение их жизни содержательной, интересной деятельностью. Дети должны стремиться беречь результаты труда взрослых и по возможности помогать им.

Надо развивать у детей интерес к своим сверстникам, желание идти в детский сад, чтобы играть с друзьями. Интересные занятия и игры, веселье и радости, пережитые в коллективе сверстников, делают для ребенка детский сад вторым домом.

Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства – такова другая сложная задача воспитателя. Чувство любви к природе будет устойчивым, если педагог осуществляет эту работу, начиная с младшей группы. Он проводит с детьми прогулки и экскурсии в парк, лес, учит воспринимать красоту родной природы. Испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства.

В чём воспитательное значение прогулок в ближайшее природное окружение для формирования у ребёнка любви к родному краю?

Такие прогулки надолго остаются в памяти у детей. С особой силой запечетливаются посещения   любимых мест в разное время. Дети видят родную природу в разные сезоны года, наблюдают за её изменениями, глубже и полнее чувствуют её своеобразие и прелесть.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт К.Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой её ты в детстве её увидал.                                                                                                                            

   И, действительно, как ни велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос,- с улицей, по которой ходил не раз; двором, где посадил молодое деревцо; кустом сирени, через который солнечные блики будили его утром; речкой, в которой он плескался, ловил рыбу… Воспитывая у нашей детворы любовь к родной природе, мы закладываем в них первые ростки большого чувства любви к Родине.

Углублению любви к природе способствует изобразительная деятельность детей: они рисуют березку, зимний лес, цветущий сад и т.д. С целью воспитания у дошкольников стремления своим трудом оберегать природу и приумножать ее богатства воспитатель организует их труд в природе: они выращивают комнатные растения, овощи, цветы, ухаживаю за птицами, рыбками, подкармливают птиц зимой. Дети испытывают большую радость и удовлетворение от результатов своего труда. Если взрослые хорошо знают природу, чувствуют ее красоту, они сумеют воспитать любовь к ней и  детей.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится детский его сад. Постепенно дети получают представление о родном городе. Работа по патриотическому воспитанию начинается со знакомства детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории детского сада. Один из основных методов работы, применяемых педагогами, могут быть экскурсии и целевые прогулки, во время некоторых дети узнают больше о своем микрорайоне («Я иду в детский сад»), учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнивать старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе: улицы чистые, посажены деревья, цветы. После экскурсии проводятся беседы, которые формируют положительное эмоциональное отношение к тому, что дети увидели, развивают и обогащают их речь.

Под руководством воспитателя дети знакомятся с достопримечательностями улицы, на которой они живут, узнают, чем славится их город, начинаются гордиться им. Дошкольники узнают о людях, прославивших себя трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы города, улицы, площади. Их знакомят с некоторыми событиями прошлого. Чтобы вызвать уважение к героизму и мужеству людей, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне, детей ведут к памятникам героев.

Трудно переоценить целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному  формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьёй. Педагоги должны учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности)  - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен сам знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, включают сведения о природе, культуре и быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди экономика, но каким бы особым не был край – это часть большой прекрасной страны России.

Педагог должен продумать, о чем рассказывать детям, выделив характерное только для данной местности, доступно показать связь родного города со своей страной.  

А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

 При ознакомлении детей с родной страной создаются благоприятные условия,  при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества. В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и ее народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, это научить их любить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.  Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирован...

Консультация для педагогов " Роль педагога в эстетическом воспитании детей"

Консультация для педагогов " Роль педагога в эстетическом воспитании детей"...

Консультация для педагогов Тема: «Роль педагога в экологическом воспитании ребенка дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема: «Роль педагога в экологическом воспитании ребенка дошкольного возраста».Не всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...