Памятка для родителей по коррекции РАС у детей
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Недикова Татьяна

Памятка  для родителей по коррекции расстройства аутистического спектра у детей

Подготовила: Недикова Т.А., воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»

 

Есть множество профессиональных методик и программ для реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удается снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания родителей.

 

Косвенные симптомы аутизма у малышей

  • Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
  • Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма:

1.Социальные:

  •   Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  •   Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  •   Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  •   Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  •   Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  •   Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  •   В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

2.Трудности коммуникации:

  •   Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
  •   Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
  •   Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
  •   Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
  •   Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
  •   Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
  •   Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

 

3.Монотонность (стереотипность) поведения:

 

  •   Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
  •   Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
  •   Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
  •   Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
  •   Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley_ras.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка  для родителей по коррекции расстройства аутистического спектра у детей

Подготовила: Недикова Т.А., воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Есть множество профессиональных методик и программ для реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удается снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания родителей.

Косвенные симптомы аутизма у малышей

  • Прежде чем перечислять симптомы аутизма у детей (а это значит – прежде, чем вы схватитесь за голову в сомнениях – не аутист ли ваш собственный ребенок), следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других.
  • Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. Однако, если вы заключите, что вашему малышу свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма:

1.Социальные:

  •   Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  •   Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  •   Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  •   Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  •   Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  •   Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  •   В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

2.Трудности коммуникации:

  •   Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
  •   Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);
  •   Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
  •   Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
  •   Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
  •   Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
  •   Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

3.Монотонность (стереотипность) поведения:

  •   Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
  •   Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
  •   Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
  •   Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
  •   Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей.

  •  Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  •   У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  •   Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  •   Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  •   Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  •   При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.
  •   Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  •   Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  •   Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  •   Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
  • Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

http://pallas-crb.su/images/stories/rodit.jpg