Современные подходы к организации творческих игр детей
статья

Зайцева Ираида Тимофеевна,  воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского района

                                                                                                     Санкт- Петербурга

 

«Современные подходы к организации творческих игр детей»

 

 

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Творческие игры составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра - это как бы отображение мира в уменьшительном масштабе. Творческие игры отражают: стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразие взаимодействия в детском коллективе. С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.

В своей работе я очень часто использую некоторые виды творческих игр. Это и ритмические, и двигательно-речевые, и вокально-речевые, и пластические импровизации,  и полихудожественные и др. игры.

Двигательно-речевые игры: в эту группу творческих игр входят двигательные игры, направленные на формирование « осмысленной» моторики. Особое внимание уделяется двигательным играм, направленным на развитие мелкой моторики рук.

Дети очень любят двигательные игры с использованием «звучащих» жестов: хлопков, шлепков по бедрам, груди, притопов ногами, щелчков пальцами. Звучащие жесты – не только носители определенных тембров, они помогают детям освоить ритм, который осознается и запоминается только в движении.

К. Орф утверждал, что звучащие жесты темброво-ритмической работы в сочитании с речью и движением не имеют аналогов по творческим возможностям.

Игры – пластические импровизации.

Эти музыкальные игры дают детям разнообразные эмоционально-двигательные впечатления и используются как обязательное дополнение к разделу «Слушание музыки». Такие игры побуждают детей  к передаче характера музыки  в каждый момент ее звучания и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.

Применение игр пластической импровизации способствует развитию положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности и увлекает детей.

Игры для развития песенного творчества.

Музыкальное творчество детей по своей сути синтетическая деятельность «Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно и необходимо для самого ребёнка, его дальнейшего музыкального развития. Критериями  его успешности является не художественная ценность музыкального образа, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности – отмечают О.П.Радынова и А.И.Катинене в книге «Музыкальное воспитание дошкольников».

Упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей.

Игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

Творческая игра «Мини-рассказы»

(с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций)

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

Любая творческая игра синкретична. Она совершенствует различные качества личности ребенка (музыкальные, творческие, психологические, интеллектуальные, социальные, коммуникативные). Такие игры помогают решать различные образовательные задачи и являются значимым дополнением к музыкальному воспитанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_zaytseva_-_sovremennye_podhody.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Ираида Тимофеевна,  воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского района

                                                                                                     Санкт- Петербурга

«Современные подходы к организации творческих игр детей»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Творческие игры составляют самую богатую и самую типичную группу игр для дошкольного периода. Творческими играми их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры. Характерным для этих игр является: отражение окружающей жизни, деятельности человека и отношений между людьми. Каждая творческая игра - это как бы отображение мира в уменьшительном масштабе. Творческие игры отражают: стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразие взаимодействия в детском коллективе. С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.

В своей работе я очень часто использую некоторые виды творческих игр. Это и ритмические, и двигательно-речевые, и вокально-речевые, и пластические импровизации,  и полихудожественные и др. игры.

Двигательно-речевые игры: в эту группу творческих игр входят двигательные игры, направленные на формирование « осмысленной» моторики. Особое внимание уделяется двигательным играм, направленным на развитие мелкой моторики рук.

Дети очень любят двигательные игры с использованием «звучащих» жестов: хлопков, шлепков по бедрам, груди, притопов ногами, щелчков пальцами. Звучащие жесты – не только носители определенных тембров, они помогают детям освоить ритм, который осознается и запоминается только в движении.

К. Орф утверждал, что звучащие жесты темброво-ритмической работы в сочитании с речью и движением не имеют аналогов по творческим возможностям.

Игры – пластические импровизации.

Эти музыкальные игры дают детям разнообразные эмоционально-двигательные впечатления и используются как обязательное дополнение к разделу «Слушание музыки». Такие игры побуждают детей  к передаче характера музыки  в каждый момент ее звучания и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка.

Применение игр пластической импровизации способствует развитию положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке, творческой активности и увлекает детей.

Игры для развития песенного творчества.

Музыкальное творчество детей по своей сути синтетическая деятельность «Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно и необходимо для самого ребёнка, его дальнейшего музыкального развития. Критериями  его успешности является не художественная ценность музыкального образа, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности – отмечают О.П.Радынова и А.И.Катинене в книге «Музыкальное воспитание дошкольников».

Упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей.

Игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

Творческая игра «Мини-рассказы»

(с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций)

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

Любая творческая игра синкретична. Она совершенствует различные качества личности ребенка (музыкальные, творческие, психологические, интеллектуальные, социальные, коммуникативные). Такие игры помогают решать различные образовательные задачи и являются значимым дополнением к музыкальному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации творческих игр детей раннего возраста

Дошкольный возраст- наиболее важный период в формировании личности человека....

Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы

Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы...

Статья на тему: "Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы".

Статья на тему: "Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы"....

Современные подходы к организации творческих игр детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании личности человека. Именно в этом возрасте формируется характер, нравственные качества, закладывается и укрепляется фундамент здоровь...

Современные подходы к организации творческих игр.

Современные подходы к организации творческих игр....