Современные подходы к организации творческих игр детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Павлова Наталия Михайловна

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании личности человека. Именно в этом возрасте формируется характер, нравственные качества, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, которые необходимы для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности. Это и создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда, отношений и принимает на себя реальные социальные роли. Реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Павлова Н.М., воспитатель,

ГБДОУ детский сад №92 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Современные подходы к организации творческих игр детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании личности человека. Именно в этом возрасте формируется характер, нравственные качества, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, которые необходимы для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности. Это и создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда, отношений и принимает на себя реальные социальные роли. Реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности.

Именно игра позволяет ребенку уменьшить существующие противоречия между своим стремлением быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями.

Игровая деятельность протекает в двух планах. А именно:

В условной ситуации и она содержит ряд условных элементов. Ребенок произносит слова “как будто” и оказывается совсем в другом мире – в космической ракете, в бушующем океане и так далее. Малыш верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”.

Игра становится символической деятельностью, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Возможность использования в своей деятельности символов – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре.

Игровая деятельность несет в себе чувство свободы. А это единственный вид деятельности, в которой ребенок пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки использовать. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке. Это - игровая педагогика. Она считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям и по тому, какое место они занимают в жизни детей, в воспитании и обучении ребят.

Современная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры, игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет и самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжета, ролевые игры подразделяются на

-игры на бытовые сюжеты (в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» и другие);

-игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт и прочие);

-игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);

-игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста. Драматизировать значит изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки.

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс в ДОУ должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой и ведущим видом деятельности для них является игра.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются: наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого и наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Это особенно актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее, так и на всю непосредственно образовательную деятельность. Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности. Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры необходимо руководствоваться следующими принципами планирования: комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса и принцип интеграции образовательных областей. Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, так как игра носит социальный характер. Грамотно организованная игровая деятельность оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является...

«Современные подходы в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном обра...

Современные подходы к организации творческих игр детей раннего возраста

Дошкольный возраст- наиболее важный период в формировании личности человека....

Открытое итоговое занятие в старшей группе в рамках Педагогического совета « Современные подходы в организации речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» На тему: «Продуктовый магазин , звуки [Г],[Г’]»

13.02.2020г. Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе « звуки [ Г ] [ Г`]» Воспитатель : Ермоленкова Виктория ВикторовнаТема: Звук Г-Гь .Цели заняти...

Современные подходы в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Развивать трудолюбие в дошкольниках невероятно важно, т.к. вместе с этим развивается самостоятельность, организованность, инициатива, дисциплинированность, улучшаются физические способности ребенка. Т...

Педагогический совет на тему: «Современные подходы к организации речевого развития детей дошкольного возраста»

Цель педагогического совета: Обновление и актуализация знаний воспитателей в организации речевого развития детей дошкольного возраста».   Задачи:  • сформирова...

Совет педагогов: "Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО"

Данный материал совершенствует педагогическое мастерство воспитателей, повышает методический уровень педагогов по организации различных видов игры....