Современные подходы к организации творческих игр детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Цветкова Татьяна  Николаевна

Дошкольный возраст- наиболее важный период в формировании личности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цветкова Татьяна Николаевна воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №15 Невского района Санкт-Петербурга

Современные подходы к организации творческих игр детей раннего возраста

Дошкольный возраст - наиболее важный период в формировании личности человека. Именно в этом возрасте формируется характер, нравственные качества, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

В контексте современных представлений о цели образования и развития компетентностей ребенка, на сегодняшний день активно проявляется интерес к изучению современных подходов воспитания детьми раннего возраста. В дошкольном образовании идёт сложный процесс поиска содержания, форм, методов, структуры методической работы с данной возрастной группой. Это обусловлено поиском нового стиля, новых форм общения с детьми в личностно ориентированном образовании.

Возраст от одного до трёх лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребёнка. Прежде всего, ребёнок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее были для него недоступными.

В результате такого «высвобождения» ребёнка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребёнка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трём годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

В тесной связи с развитием предметных действий идёт развитие восприятия ребёнка, так как в процессе действий с предметами он знакомиться не только со способами их употребления, но и с их свойствами-формами, величиной, цветом, массой, материалом и т.п. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

Выполнение режимных моментов в группе детей раннего возраста имеет свои трудности, поэтому очень важно четко распределить обязанности между воспитателем и помощником воспитателя. Все режимные процессы в данной возрастной группе проводятся с учетом принципа постепенности. Это значит, что воспитатель или помощник воспитателя включают в процесс столько детей, сколько одновременно могут обслужить, а каждый ребёнок должен затратить на режимный процесс столько времени, сколько требуется ему одному, а не всей группе детей. Остальное время он должен играть.

Значительную ценность для общего развития детей раннего возраста имеют подвижные игры с музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т.п. в такт музыке содействуют воспитанию чувства ритма, развитию координации, гармонии движения и организационно-ритмического чувства.

Важную роль в формировании двигательной активности детей раннего возраста играют занятия гимнастикой. Они проводятся с применением специального оборудования (лесенок-стремянок для влезания, скамеек для ходьбы и пр.) Это оборудование применяется только на занятиях и не представляется детям для самостоятельного использования.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях проявляется и формируется детская самостоятельность – важное и сложное качество личности.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей раннего возраста – их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни ребёнка.

Говоря об организации игровой деятельности дошкольника как о свободной деятельности, мною поддерживаются идеи развития игровой позиции воспитателя, которая основывается на общих принципах игры. Игровая позиция воспитателя включает в себя ярко выраженный интерес педагога к играм детей; рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; инфантилизацию как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей; креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели. Я убеждена, что сформированная игровая позиция воспитателя (позиция партнёра, режиссёра, соигрока, координатора) обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на её развитие.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

В заключение хочется сказать, что существующая проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи привела к реализации комплекса мер по развитию игровых умений детей старшего возраста.

Я убеждена, что игра – сильнейшее средство социализации ребёнка , включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы , влияющие на личностное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации творческих игр детей

Зайцева Ираида Тимофеевна,  воспитательГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского района...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста

В Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и мет...

Современные подходы к организации работы с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР

На современном этапе развития общества, прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Задача педагогов...

Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы

Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы...

Статья на тему: "Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы".

Статья на тему: "Современные подходы к организации творческих игр детей подготовительной группы"....

Современные подходы к организации творческих игр детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом в формировании личности человека. Именно в этом возрасте формируется характер, нравственные качества, закладывается и укрепляется фундамент здоровь...