Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи
картотека (старшая группа)

Иванова Светлана Витальевна

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_na_razvitie_lg.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

на развитие лексико-грамматического строя речи.

Учитель-логопед: Иванова С.В.

Образование уменьшительных имен существительных

Игра с мячом «Ласковые имена»

Взрослый бросает ребенку мяч, произнося имя, ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч.

Арина - Ариночка

Оля - Олечка

Миша - Мишенька

Таня -

Вова -

Петя -

Рая -

Вера -

Костя -

Образование уменьшительных

существительных с помощью суффиксов.

Игра «Кто больше?»

Сначала показать, сколько ласковых имен можно образовать от одного имени (Наташа). Потом провести соревнование: кто придумает больше ласкательных имен? За каждый правильный ответ играющий получает фишку. Победит тот, кто в конце игры наберет больше фишек.

Наташа - Наташенька - Натуля - Натуся - Наточка

Света

Арина

Оля

Алёна

Лена

Лиля и т.д.

Образование уменьшительных

существительных.

Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково». 

голова - головка

лоб - лобик

рука - ручка

шея

нос

ресницы

спина

рот

живот

глаз

Образование уменьшительных

существительных.

Игра с мячом «Большой — маленький».

Взрослый называет большой предмет, а ребенок - маленький.

стол - столик,

диван - диванчик,

полка - полочка,

дом

шкаф

рамка

нож

стакан

юбка

мяч, карман, шапка, рот, подушка, носок, дым, кружка, песок, дуб, ложка

Образование формы множественного числа имен существительных.

Игра с мячом «Один и много».

Взрослый называет один предмет и бросает ребенку мяч, а ребенок называет много предметов и возвращает вам мяч.

стакан - стаканы

слива - сливы

кольцо - …

огурец - …

кофта ведро помидор шуба окно стол

Образование формы родительного

падежа имен существительных.

Предложите ребенку закончить

предложения, подсказав ему недостающее слово.

На моей блузке нет пуговицы.

У Даши нет новой... (юбка).

У стула нет... (ножка).

У цветка нет... (лепесток).

В лодке нет... (рыбак).

В корзине нет... (яблоко).

В шкафу нет... (вешалка).

Использование имен существительных в родительном падеже.

Игра с мячом «Есть - нет».

Взрослый говорит, что у него есть и бросает ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор - А у меня нет помидора.

У меня есть стакан - ...

У меня есть книга - …

У меня есть кепка - …

Образование формы винительного падежа имен существительных.

Предлагаем закончить предложения.

Можно провести игру с мячом «Кого угостим?»

 Ребенок должен закончить

начатое предложение, поймав мяч.

Травой угостим корову.

Морковкой угостим... (кролик).

Косточкой угостим... (собака).

Молоком угостим... (кот).

Пшеном угостим... (курица)

Овощами угостим... (свинья)

Образование формы творительного

падежа имен существительных.

Предлагаем ответить на вопросы.

Чем дворник подметает улицу? (метла)

Чем медсестра делает укол? (шприц)

Чем парикмахер расчесывает волосы?

(расческа)

Чем повар режет морковь? (нож)

Чем садовник рыхлит землю? (грабли)

Чем маляр красит стены? (кисть)

Чем столяр строгает доски? (рубанок)

Употребление имен существительных в творительном падеже.

Предлагаем закончить предложения,

ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Медвежонка угощу медом.

Лису угощу... (рыба).

Лося угощу... (трава).

Белку угощу... (шишки).

Кабана угощу... (желуди).

Зайца угощу... (кора).

Согласование числительных с

существительными.

Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с ребенком.

Один помидор, два помидора, три

помидора, четыре помидора, пять помидоров.

Один огурец...

Один стакан...

Один карман...

Одна груша.

Одно ведро.

Одно кольцо...

Образование словосочетаний из существительных с числительными «два и пять» по образцу.

Игра с мячом «Два и пять».

Две вилки - Пять вилок

Две чашки...

Две ложки...

Две шапки...

Две крышки...

Два стола. — Пять столов.

Два носка...

Два дивана...

Два шкафа...

Два чайника...

Два яблока…

Два ведра...

Два окна...

Два дерева...

Образование относительных

прилагательных.

Стакан из стекла – стеклянный.

Кофта из шерсти – шерстяная.

Стол из дерева - …

Дорожка изо льда - …

Сапоги из резины - …

Сок из лимона - …

Бусы из рябины - …

Варенье из яблок - …

Компот из груш - …

Шапка из меха - …

Согласование прилагательных с

существительными.

Предлагаем сказать о каждом предмете по образцу, используя одни и те же названия цветов.

Шар — красный, зеленый, желтый.

Чашка – красная, зелёная, жёлтая.

Флажок... Кофта… Кубик... Юла… Мяч... Лопатка…Шарф... Лента…

Яблоко – красное, зелёное, жёлтое.

Рукавицы - красные, зелёные, жёлтые.

Ведро... Кольцо... Брюки…

Полотенце... Кубики… Блюдце... Шары…

Образование притяжательных

прилагательных по образцу:

Хвост лисы - лисий хвост

нос лисы - …

глаза лисы - …

усы лисы - ...

лай собаки - собачий лай

след собаки - ...

шкура собаки - …

лапа собаки - ...

чутье собаки -  ...

пасть медведя - медвежья пасть

голова медведя - ...

нос медведя -  ...

хвост медведя - ...

лапы медведя - …

тело медведя -  ...

Согласование прилагательных с существительными.

Игра «Подскажи словечко».

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед, ...

Нож, как бритва, ...

Шоссе, как стрела, ...

Снег, словно пух, ...

Трава, как изумруд, ...

Море, как небо, …

Подбор существительных к

прилагательным.

Игра «Про что можно сказать?»:

деревянные — ложки, кубики, столы,

скамейки, двери...

кожаные...

пластмассовые...

металлические...

стеклянные...

шелковые...

шерстяные...

меховые...

Подбор антонимов — прилагательных.

Игра «Наоборот».

Обеденный стол большой, а журнальный

стол маленький.

Дерево высокое, а куст...

Суп горячий, а мороженое...

Река длинная, а ручей...

Книга толстая, а тетрадь...

Дорога широкая, а тропинка...

Орехи крупные, а семечки...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Картотека игр по развитию лексико-грамматических конструкций

Картотека игр по развитию лексико-грамматических конструкций. Удобно подобранный по лексическим темам материал для использования в работе логопедов и воспитателей....

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...

Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР

Картотека игр  по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР...

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНРКартотека игр и упражнений  направленных  на  расширение, обогащение, активизацию сло...

Картотека заданий по развитию лексико - грамматических категорий

Дидактический материал  для   воспитателей групп компенсирующей направленности. Представлен по разным тематикам....