Картотека игр по развитию лексико-грамматических конструкций
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Егорова Надежда Михайловна

Картотека игр по развитию лексико-грамматических конструкций. Удобно подобранный по лексическим темам материал для использования в работе логопедов и воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Тема: «Зима»

Цели. Закрепление падежных окончаний существительных 1-го и 2-го скло-нений в ед.числе; образование глаголов движения с помощью приставок.

      1.Изменить слова, ответив на вопросы.

      Что? – зима                               баба                        снег                      мороз

      Нет чего?-…(зимы)                …(бабы)                …(снега)                …

      Рад чему? -…(зиме)               …(бабе)                 …(снегу)                 …

      Вижу что? -…(зиму)              …(бабу)                …(снег)                    …

     Доволен чем? - …(зимой)      …(бабой)               …(снегом)               …

     Говорю о чем? - …(о зиме)    …(о бабе)               …(о снеге)              …

     2.Сказать «наоборот».

     Ушел - пришел                     Пришел - ушел

     Отошел -…(подошел)          Подошел -...(отошел)

     Отъехал - …(подъехал)       Подъехал - …(отъехал)

     Уехал - …(приехал)             Приехал - …(уехал)

          Закончить предложение.

      Петя на улицу пришел, а Ваня с улицы …(ушел).

      Один автобус к остановке подошел, а другой от нее…(отошел).

      Коля приехал на каток, а Лена с катка…(уехала).

                                          Тема: «Зима»

Цели.Употребление существительных ед. и мн.числа в предложном падеже;

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффикса-ми.

   Изменить слова по образцу.

    Санки – на санках              Снег – о снеге                 Лыжи – на…(лыжах)

    Коньки – на…(коньках)    Горки – на…(горках)     Каток – о…(катке)

    Мороз – о…(морозе)         Зима – о…(зиме)            Сосулька – о…(сосульке)

        Составить словосочетания, ответить на вопросы : на чем? о чем?  

     Санки – катался – на чем? - …(катался на санках)

     Коньки – катался – на чем? - ..(катался на коньках)

     Лыжи – катался – на чем? - …(катался на лыжах)

     Горки – катался – на чем? - ..(катался на горках)

     Снег – говорю – о чем? -…(говорю о снеге)

     Каток – думаю – о чем? -…(думаю о катке)

     Мороз – говорю – о чем ? -…(говорю о морозе)

     Зима – рассказ – о чем? -…(рассказ о зиме)

     Сосулька – стишок – о чем? -…(стишок о сосульке)

          Нарисовать санки, лыжи, коньки. Ответить на вопрос : на чем катаются дети зимой?            

                                    Тема :«Зимующие птицы»

Цели.Образование глаголов совершенного вида; употребление существитель-ных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  1.Изменить слово, ответив на вопрос : что сделали?

 Летают – что сделали? -…(прилетели, улетели…)

 Клюют – что сделали? -…(склевали…)    Садятся – что сделали? - …(сели..)

 Поют – что сделали? -…(спели…)   Чирикают–что сделали?-..(прочирикали.)

    Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать.

                                          Птицы.

 Трудно зимой птицам найти себе корм. Прилетели и сели на деревья красно-грудые снегири. Поклевали семена и улетели. Прилетели на это место желто-грудые синички, посмотрели, что нечего клевать, и все улетели.

   Что трудно сделать зимой птицам? Что сделали красногрудые снегири? Что сделали желтогрудые синички?

   Нарисовать картинку к рассказу.

  2.Назвать ласково.

  Птица - …(птичка)                           Синица - …(синичка)    

  Воробей -…(воробышек)                 Ворона - …(воронушка)

   Нарисовать синицу, синичку, воробья, воробышка ; составить предложения с этими словами.

                                   Тема :«Зимующие птицы»

Цели.Согласование числительных 2 и 5, 6 и 3 с существительными; употребление приставочных глаголов движения.

  1.Изменить слова по образцу.

  Две птицы- пять птиц                        Шесть птиц – три птицы

  Две сороки – пять…(сорок)              Шесть сорок – три…(сороки)

  Две синицы – пять…(синиц)            Шесть синиц – три…(синицы)

  Две вороны – пять…(ворон)             Шесть ворон – три…(вороны)

  Два снегиря – пять …(снегирей)      Шесть снегирей – три…(снегиря)

  Два воробья – пять…(воробьев)       Шесть воробьев – три…(воробья)

  Два клеста – пять…(клестов)            Шесть клестов – три…(клеста)

  Два дятла – пять..(дятлов)                 Шесть дятлов – три…(дятла)

    Составить предложение со словосочетаниями «две синицы», «пять снеги-рей» ; нарисовать к нему картинку.

  2.Назвать противоположные действия, используя приставки : у-, при-.

  Прилетели-…(улетели)             Прискакали -…(ускакали)

  Прибежали -…(убежали)          Улетели -…(прилетели)

  Ускакали -…(прискакали)        Убежали -…(прибежали)

                                             Тема :«Зима (зимний лес)»

Цели.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, паде-же ; образование прилагательных от наречий.

   1.Найти ошибку, исправить ее, произнести предложение правильно.

  Зимой весь лес покрыт белый пушистый снег. Тихо в лес . Березы стоят  без листья , а елки и сосны зеленый .Жизнь в зимний лес не останавли-вается. На деревьях можно увидеть  красногрудых снегирь . На снегу видны следы заяц, лиса, разных птица .

     Следы каких зверей и птиц можно увидеть в зимнем лесу? Нарисовать зимний лес.

   2.Изменить слова по образцу.

   Светло – светлый          Темно -…(темный)             Далеко -…(далекий)

   Близко -…(близкий)     Холодно-…(холодный)      Голодно -..(голодный)

                 Морозно -…(морозный)      Бело -…(белый)

                           Тема :«Овощи»

Цели Образование мн.ч. существительных ; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

  1.Правильно называть один овощ и много овощей и наоборот.

  Огурец -…(огурцы)        Помидор -…(помидоры)          Кабачок -…(кабачки)

  Баклажан -…(баклажаны)              Тыква -…(тыквы)  

   Репа -…(репы)                                Луковица -…(луковицы)

   Обратить внимание на слова «картофель»,«морковь»,«лук»,«чеснок»,«капуста» - в ед. и мн.ч. они звучат одинаково.

  2.Изменить слова по образцу.

  Растет – растут             Зреет -..(зреют)              Зеленеет -…(зеленеют)

  Спеет - …(спеют)        Цветет -…(цветут)        Краснеет -…(краснеют)

  Сажает -…(сажают)    Копает -…(копают)      Окучивает -..(окучивают)

  Рыхлит - …(рыхлят)   Поливает -…(поливают)     Убирает -…(убирают)

                                     Тема :«Овощи»

Цели Употребление существительных ед. и мн.ч. в винительном падеже; употребление глаголов прошедшего времени.

   1.Нарисовать 3-4 вида овощей в количестве «один» и «много».С левой стороны листа нарисовать по одному овощу,с правой-по несколько.

      Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

(Слева я нарисовал огурец,а справа я нарисовал огурцы)

   

     2.Изменить слова,отвечая на вопросы.

    Что делал?                             Что делала?                           Что делали?

Сажают-…(сажал)                     …(сажала)                                …(сажали)

Копают-…(копал)                      …(копала)                                 …(копали)

Поливают-…(поливал)              …(поливала)                            …(поливали)

Рыхлят-…(рыхлил)                    …(рыхлила)                             …(рыхлили)

Окучивают-…(окучивал)           …(окучивала)                          …(окучивали)

Собирают-…(собирал)               …(собирала)                            …(собирали)

                                             Тема :«Фрукты»

Цели .Употребление существительных ед. и мн.ч. в родительном падеже; уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.

   1.Закончить предложения,вставляя пропущенные слова.

  Мама купила фрукты,вымыла и положила в тарелку.Мы их с удовольствием ели.Мы ели яблоки.На тарелке не осталось ни одного…(яблока).Мы съели все…(яблоки).Мы ели груши.На тарелке не осталось ни одной…(груши).Мы ели сливы.На тарелке не осталось ни одной…(сливы).Мы съели все..(сливы).

Мы ели вишни.На тарелке не осталось ни одной…(вишни).Мы съели все…(вишни).

      Перечислить,каких фруктов нет больше на тарелке.(На тарелке нет больше яблок,груш,слив,вишен.)

   2.Назвать ласково.

 Яблоко-…(яблочко)                    Банан-…(бананчик)      

 Лимон-…(лимончик)                  Вишня-…(вишенка)      

 Апельсин-…(апельсинчик)        Мандарин-…(мандаринчик)

    Нарисовать 3-4 вида фруктов больших и маленьких(например,яблоко большое и маленькое). Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

 (Я нарисовал яблоко и яблочко)

                              Тема :«Фрукты»

Цели .Согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных.

   1.Ответить на вопросы: какой?какая?какое?-подбирая определения к каждому фрукту.

    Лимон(какой?)-…(желтый,сочный,кислый,…)

   Апельсин(какой?)-…(оранжевый,сочный,сладкий,…)

   Мандарин(какой?)-…(оранжевый,сочный,…)

   Вишня(какая?)-…    Груша(какая?)-…     Яблоко(какое?)-….

    2.Ответить на вопросы.

   Как называется сок?                                        Как называется варенье?

Из яблок-…(яблочный)                                       Из яблок-…(яблочное)

Из лимона-…(лимонный)                                    Из груш-…(грушевое)

Из винограда-…(виноградный)                          Из вишен-..(вишневое)

Из абрикосов-…(абрикосовый)                          Из малины-…(малиновое)

Из груш-…(грушевый)                                        Из персиков-…(персиковое)

Из апельсинов-…(апельсиновый)                      Из слив-…(сливовое)

                                Тема :«Сад»

Цели. Употребление существительных 1-го склонения ед. мн.ч. в родительном падеже, образование относительных прилагательных.

   1.Закончить предложения.

В саду собрали все фрукты.Собрали груши.На дереве нет ни одной…(груши).

На деревьях нет…(груш).Собрали сливы.На дереве нет ни одной …(сливы).

На деревьях нет…(слив).Собрали черешню.На деревьях нет…(черешен). Собрали вишню.На дереве нет ни одной…(вишни).На деревьях нет..(вишен).

  2.Ответить на вопрос.

 Как называется сок из фруктов?(Фруктовый)

     Назвать фрукты и сок, который из них получается.(Сок из яблок-яблочный, сок из груш-грушевый и т.д.)

     Нарисовать 3-4 фрукта и стакан с соответствующим соком.Объяснить,что нарисовал(а).

  Я нарисовал яблоко.Из яблок делают яблочный сок.)

                                  Тема :«Огород»

Цели. Употребление существительных 2-го и 3-го склонений ед. и мн.ч. в родительном падеже, употребление глаголов настоящего и прошедшего времени.

  1.Закончить предложения.

В огороде собирали урожай.Собрали огурцы.На грядке нет…(огурцов).На грядке нет ни одного…(огурца).Собрали кабачки.На грядке нет…(кабачков).

Га грядке нет ни одного..(кабачка).Собрали помидоры.На грядке нет…(поми-дор).На грядке нет ни одного…(помидора).Собрали морковь.На грядке нет…(моркови).Собрали фасоль.На грядке нет…(фасоли).

  2.Изменить глаголы,отвечая на вопросы.

    Что делал?                                                              Что делает?

Сажает-…(сажал)                                           Сажал-…(сажает)

Копает-…(копал)                                            Копал-…(копает)

Поливает-…(поливал)                                    Поливал-…(поливает)

Растет-…(рос)                                                  Рос-…(растет)

Зреет-…(зрел)                                                  Зрел-…(зреет)

                                 Тема :«Осень»

Цели. Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе, образование прилагательных от существительных.

   1.Закончить предложения.

Дождь идет,  дожди…(идут).Лист падает,листья …(падают).Цветок вянет,цветы…(вянут).Птица улетает,птицы…(улетают).Ветер дует,

ветры…(дуют).Дожди идут,дождь…(идет).Листья падают,лист…(падает).

Цветы вянут,цветок…(вянет).Птицы улетают,птица…(улетает).Ветры дуют, ветер…(дует).

   2.Ответить на вопросы.

День,когда идет дождь-какой?-…(дождливый)

День,когда дует ветер-какой?-…(ветреный)

Дождик,который идет осенью-какой?-…(осенний)

Погода,когда часто идут дожди-какая?-…(дождливая)

Погода,когда часто дуют сильные ветры-какая?-…(ветреная)

Погода,которая бывает осенью-какая?-…(осенняя)

                                  Тема :«Осень»

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде,числе, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  1.Прослушать предложения и ответить на вопросы.

 Наступила золотая оень.Осень какая?(Осень золотая)

На небе серые тучи.Тучи какие?(Тучи серые)

Моросит холодный дождь.Дождь какой?(Дождь холодный)

Мало светит осеннее солнце.Солнце какое?(Солнце осеннее)

Желтые листья падают на землю.Листья какие?(Листья желтые)

Земля похожа на красивый ковер.На какой ковер?(На красивый ковер)

Почему говорят,что осенью земля похожа на красивый ковер?

   2.Назови ласково.

Огурец-…(огурчик)    Помидор-…(помидорчик)    Перец-…(перчик)

Тыква-…(тыквочка)   Морковь-…(морковочка)     Чеснок-…(чесночок)

                                              Лук-…(лучок)

                                 Тема :«Птицы»

Цели. Употребление существительных в дательном падеже, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.

  1.Найти ошибку и исправить ее, повторить предложение правильно.

Осенью на юг надо улетать птицы (птицам).

В стаи надо собираться журавли (журавлям).

Улетать в теплые края надо ласточки (ластчочкам), стрижи (стрижам), грачи (грачам).

    2.Назвать ласково.

Птица-…(птичка)                     Журавль-…(журавушка)

Синица-…(синичка)                 Сова-…(совушка)

Галка-…(галочка)                     Ворона-…(воронушка)

Пингвин-…(пингвинчик)        Скворец-…(скворушка)

Попугай-…(попугайчик)         Воробей-…(воробышек)

                            Тема :«Осенняя одежда»

Цели.Согласование прилагательных с существительными в роде,числе,паде-же, образование притяжательных прилагательных.

  1.Ответить на вопросы: какой(какая,какое,какие) по цвету?

           Какой?                Какое?                      Какая?                      Какие?

Шарф-…                     пальто-…                  шапка-…                 брюки-…

Плащ-…                     платье-…                   юбка-…                   рейтузы-…

Платок-…                                                      кофта-…                  варежки-…

     Нарисовать 3-4 вида одежды.Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

(Я нарисовал синий шарф)

   2.Перечислить, чья и какая одежда висит на вешалке в квартире. Ответы записать в тетрадь.( На вешалке висит мамино красное пальто,бабушкин коричневый платок и т.д.)

 

                     Тема :«Подготовка зверей к зиме»

Цели. Употребление существительных в родительном и винительном падеже, образование притяжательных прилагательных.

   1.Закончить предложение, повторить его полностью.

К зиме все звери готовят себе дома.Медведь выбирает…(берлогу).Белка ищет…(дупло).Лиса роет…(нору).Волк устраивает…(логово).Берлога-дом…(медведя).Дупло-дом…(белки).Нора-дом…(лисы).Логово-дом..(волка).

    2.Ответить на вопросы:чей?чья?чьи?

   Чей хвост?                                                    Чья голова?

Хвост зайца-…(заячий)                                   голова зайца-…(заячья)

Хвост волка-…(волчий)                                  голова волка-…(волчья)

Хвост медведя-…(медвежий)                         голова медведя-…(медвежья)

Хвост белки-…(беличий)                                голова белки-…(беличья)

Хвост лисы-…(лисья)                                      голова лисы-…(лисья)

                                               Чьи уши?

          Уши зайца-…(заячьи)         Уши волка-…(волчьи)

          Уши белки-…(беличьи)      Уши медведя-…(медвежьи)

          Уши лисы-…(лисьи)            Уши кабана-…(кабаньи)

                                       

                            Тема :«Посуда»

Цели. Согласование числительного 2 с существительными, образование относительных прилагательных.

   1.Изменить слова по образцу.

Одна чашка-две чашки                  Одна ложка-две..(ложки)  

Одна вилка-две…(вилки)              Один стакан-два…(стакана)  

Один нож-два…(ножа)                  Один бокал-два…(бокала)

Одна миска-две…(миски)              Один ковшик-два…(ковшика)

Одно блюдце-два…(блюдца)         Одно блюдо-два…(блюда)

   Нарисовать по два стакана,ножа, по две чашки,ложки, по два ведра,блюдца. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)?

  2.Закончить предложение.

Стакан из стекла-…(стеклянный)      Нож из металла-…(металлический)

Чашка из фарфора-…(фарфорофая)   Скалка из дерева-…(деревянная)

                                      Блюдо из глины-…(глиняное)

 

                               Тема :«Посуда»

Цели. Согласование числительных 2 и 5 с существительными в именитель-ном падеже, употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

  1.Назвать правильно.

Два чайника-пять…                    Пять чайников-два…

Два ножа-пять…                         Пять ножей-два…

Два ковша-пять…                       Пять ковшей-два…

Две вилки-пять…                        Пять вилок-две…

Две поварешки-пять…               Пять поварешек-две…

Две миски-пять…                       Пять мисок-две…

Два блюдца-пять…                     Пять блюдец-два…

    Нарисовать по пять стаканов,ножей,чашек,ложек,ведер,блюдец.Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? (Я нарисовал пять ножей.И т.д.)

   2.Изменить слова,ответив на вопрос: что сделали?

Накрывает-…(накрыли)                     Расставляет-…(расставили)    

Моет-…(вымыли)                                 Чистит-..(вычистили)

     Составить предложения со всеми этими словами, записать в тетрадь, проговаривая.

                                       

                            Тема :«Игрушки»

Цели. Согласование прилагательных с существительными мужского и женс-кого рода в именительном падеже, употребление существительных с умень-шительно-ласкательными суффиксами.

   1.Назвать как можно больше слов,отвечающих на вопросы: какой?какая?ка-кое?-выделяя ведущие признаки предмета(цвет,размер,форму,материал и т.д.

Мяч –какой?-…(синий,маленький,круглый,резиновый,…)

Шар-какой?-…(красный,большой,круглый,легкий,…)

Слон-какой?-…(серый,большой,ушастый,…)

Мишка-какой?-…(коричневый,маленький,плюшевый,…)

Кукла-какая?-..(красивая,большая,нарядная,…)

   Нарисовать любимую игрушку и рассказать,какая она.Рассказ записать в тетради,выучить.

   2.Закончить предложения.

У Тани большая красивая кукла,а у Лены-маленькая…(куколка).У Димы есть большая машина,а у Вити маленькая..(машинка).Оля собрала большую пирамиду,а Юля маленькую…(пирамидку).В магазине Толя купил большой мяч, а Коля-маленький…(мячик).Катя построила из кубиков большой дом,а Света-маленький…(домик).Аня моет большого пупса,а Маша-маленького…(пупсика).

                               Тема :«Игрушки»

Цели. Употребление прилагательных ср.рода в именительном падеже, образование относительных прилагательных.

  1.Прослушать предложение.

У Тани были разные игрушки: большое ведро и маленькое ведерочко,боль-шое блюдце и маленькое блюдечко.

    Нарисовать Танины игрушки и рассказать о них,подбирая слова,отвечаю-щие на вопрос:какое?

(У Тани было большое синее пластмассовое ведро. И т.д.)

  2.Ответить на вопросы,повторить словосочетания полностью.

Самолет из бумаги-какой?-бумажный-бумажный самолет

Шарик из стекла-какой?-…(стеклянный)-…

Кубик из дерева-какой?-…(деревянный)-…

Мяч из резины-какой?-…(резиновый)-…

Сумка из кожи-какая?-…(кожаная)-…

Машина из железа-какая?-…(железная)-…

Колесо из пластмассы-какое?-…(пластмассовое)-…

                            Тема :«Магазин»

Цели. Употребление существительных ед.ч. в творительном падеже без пред-лога, образование относительных прилагательных.

   1.Закончить предложение,отвечая на вопрос: чем?

Мама купила утюг.Она будет гладить белье…(утюгом).Папа взял пилу.Он будет пилить дрова…(пилой).Дедушка принес внуку самокат.Внук доволен…(самокатом).Бабушка подарила Соне мишку,Пете-машинку,Васе-пирамидку.Ребята будут играть: Соня…(мишкой),Петя…(машинкой),Вася

…(пирамидкой).

   Нарисовать игрушки,которые бабушка подарила Соне,Пете и Васе.

Ответить на вопрос: чем играют Соня,Петя и Вася?

   2.Ответить на вопрос: какой?

Магазин,где продают игрушки-какой?-…(игрушечный)

Магазин,где продают овощи-какой?-…(овощной)

Магазин,где продают мясо-какой?-…(мясной)

Магазин,где продают колбасу-какой?-…(колбасный)

Магазин,где продают книги-какой?-…(книжный)

Магазин,где продают цветы-какой?-…(цветочный)

Магазин,где продают товары для спорта-какой?-…(спортивный)

                               Тема :«Книга»

Цели. Согласование числительных 2 и 5 с существительными в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными.

   1.Изменить слова по образцу.

Книга-нет двух книг-нет пяти книг

Сказка-нет двух…(сказок)-нет пяти…(сказок)

Потешка-нет двух…(потешек)-нет пяти…(потешек)

Раскраска-нет двух…(раскрасок)-нет пяти…(раскрасок)

Рассказ-нет двух…(рассказов)-нет пяти…(рассказов)

Альбом-нет двух…(альбомов)-нет пяти…(альбомов)

   Закончить предложение,повторить его полностью,интонационно выделяя последние два слова.

  Мы убирали в шкафу книги,а вы не убрали и двух…(книг).Мы прочли много сказок,а вы не прочли и двух…(сказок).Ребята выучили много поте-шек,а Петя не выучил и двух…(потешек).

   2.Найти ошибку и исправить ее.

Большой книга-…(большая книга)    Маленькая рассказ-…(маленький рассказ)   Интересный сказка-…(интересная сказка)    Яркий картинка-….(яр-кая картинка)  Главная герой-…(главный герой)

                            Тема :«Зима»

Цели. Закрепление падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонений в ед.ч., образование глаголов движения с помощью приставок.

   1.Изменить слова,ответив на вопросы.

Что?-зима                                     баба                      снег                       мороз

Нет чего?-…(зимы)                   …(бабы)             …(снега)                  …

Рад чему?-…(зиме)                    …(бабе)             …(снегу)                  …

Вижу что?-…(зиму)                   …(бабу)             …(снег)                    …

Доволен чем?-…(зимой)            …(бабой)           …(снегом)               …

Говорю о чем?-…(о зиме)          …(о бабе)           …(о снеге)              …

    2.Сказать«наоборот».

Ушел-пришел                  Отошел-…(подошел)               Отъехал-…(подъехал)

Уехал-…(приехал)           Пришел-…(ушел)                    Подошел-…(отошел)

                 Подъехал-…(отъехал)                 Приехал-…(уехал)  

   

      Закончить предложение.

Петя на улицу пришел,а Ваня с улицы…(ушел).Один автобус к остановке подошел,а другой от нее …(отшел).Коля приехал на каток,а Лена с катка…(уехала).

                               Тема :«Зима»

Цели. Употребление существительных ед. и мн.ч. в предложном падеже, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

   1.Изменить слова по образцу.

Санки-на санках         Коньки-на…(коньках)           Лыжи-на…(лыжах)  

Горки на…(горках)    Снег-о снеге                           Каток-о…(катке)

Мороз-о…(морозе)    Зима-о…(зиме)                      Сосулька-о…(сосульке)

     Составить словосочетания,ответить на вопросы:на чем? о чем?

Санки-катался-на чем?-…(катался на санках)

Коньки-катался-на чем?-…(катался на коньках)

Лыжи-катался-на чем?-…(катался на лыжах)

Горки-катался-на чем?-…(катался на горках)

Снег-говорю-о чем?-…(говорю о снеге)   Каток-думаю-о чем?-…(думаю о катке)       Мороз-говорю-о чем?-…(говорю о морозе)     Зима-рассказ-о чем?-…(рассказ о зиме)      Сосулька-стишок-о чем?-…(стишок о сосульке)

    Нарисовать санки,лыжи,коньки.Ответить на вопрос: на чем катаются дети зимой?

     2.Сказать ласково.

Санки-саночки    Горки-…(горочки)     Сосульки-…(сосулечки)   Каток-….(каточек)    Ветер-…(ветерочек)    День-…(денечек)

            Тема :«Труд взрослых в детском саду»

Цели. Употребление предложно-падежных конструкций, образование приставочных глаголов.

   1.Найти ошибку и исправить ее.

Повар ставит кастрюлю на плита(на плиту).-Повар ставит кастрюлю на плиту.  Картошку варят в кастрюля(в кастрюле).-….     Суп наливают в тарел-ка(в тарелку).-….    Котлеты жарят на сковорода(на сковороде).-…..

Чай наливают в чашка(в чашку).-….

   2.Изменить слова по образцу,составить с каждым словом предложение.

Скажу-подскажу                                              Ставлю-поставлю

Мету-…(подмету)                                            Мешаю-…(помешаю)

Несу-…(поднесу)                                             Кладу-….(положу)

    Запомните: положу, но КЛАДУ .

              Тема :«Дикие звери наших лесов»

Цели. Согласование числительных с существительными, употребление приставочных глаголов движения.

   1.Сказать правильно.

Было две белки-стало пять…(белок)     Было две лисы-стало пять…(лис)  

Было два зайца-стало пять…(зайцев)   Было два волка-стало пять..(волков)

Было два медведя-стало пять..(медведей)     Было пять белок-осталось две…(белки)      Было пять лис-осталось две…(лисы)      Было пять зайцев-осталось два…(зайца)      Было пять волков-осталось два…(волка)

Было пять медведей-осталось два…(медведя)

   Составить предложения со словосочетаниями «две белки»,«пять белок»,

«два зайца», «пять зайцев».

  2.Прослушать рассказ,ответить на вопросы,пересказать,используя глаголы :«выбежала»,«подбежала»,«убежала».

                                   ЛИСА.

Выбежала на полянку рыжая лиса.Подбежала к реке попить водички.А на реке лед.Убежала лиса к себе в нору,только хвост мелькнул.

    Кто выбежал на полянку?Куда подбежала лиса?Что было потом?

                  Тема :«Дикие звери наших лесов»

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных и прилага-тельных, образование притяжательных прилагательных.

       1.Ответить на вопросы словосочетаниями.

Кто?-рыжие белки                       белые зайцы                          колючие ежи

Нет кого?-…(рыжих белок)              ….                                           …

Даю кому?-…(рыжим белкам)          …                                            …

Вижу кого?-…(рыжих белок)            …                                            …

Доволен кем?-…(рыжими белками)  …                                            …

Говорю о ком?-…(о рыжих белках)  …                                             …

       2.Изменить слова по образцу.

Нос лисы-лисий нос                                   Лапа лисы-лисья лапа

Глаза лисы-лисьи глаза                            

Нос белки-..(беличий нос)                         Лапа белки-…(беличья лапа)

Глаза белки-…(беличьи глаза)                

Нос зайца-..(заячий нос)                            Лапа зайца-…(заячья лапа)

Глаза зайца-…(заячьи глаза)

Нос волка-…(волчий нос)                          Лапа волка-…(волчья лапа)

Глаза волка-…(волчьи глаза)

Нос медведя-..(медвежий нос)                   Лапа медведя-...(медвежья лапа)

Глаза медведя-...(медвежьи глаза)

                        Тема :«Домашние животные»

Цели. Употребление существительных ед. и мн.ч. в предложном падеже, образование относительных прилагательных.

   1.Рассказать,где живут домашние животные.

Собака живет в...(конуре)     Корова живет в...(коровнике)  Свинья живет в...(свинарнике)   Лошадь живет в...(конюшне)   Овца живет в...(хлеву)    

Коза живет в...(хлеву)   Собаки живут в...(конурах)    Коровы живут в...(коровниках)   Свиньи живут в...(свинарниках)  Лошади живут в...(конюшнях)  Овцы живут в...(хлевах)   Козы живут в...(хлевах)

   2.Прослушать рассказ.

Наступила зима.Выпал снег.В лесу на снегу можно увидеть следы многих зверей : следы зайца,лисы,волка,кабана,белки,мыши.

     

    Ответить на вопрос: какие следы можно увидеть зимой на снегу?(чьи следы?)

(Зимой на снегу можно увидеть заячьи следы,лисьи следы.И т.д.)

               Тема :«Домашние животные»

Цели. Согласование существительных с собирательными и порядковыми числительными, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных.

  1.Прослушать рассказ.

В деревне было два пастуха.Оба пастуха пасли скотину.Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят.Первыми заходили во двор коро-вы, вторыми-козы, третьими-овцы.

   Ответить на вопросы: Сколько в деревне пастухов?Кто из пастухов пас скотину?Кто помогал пастухам загонять скотину во двор?В каком порядке заходили животные во двор?

   Пересказать рассказ полностью,употребляя слова:«два», «оба», «пятеро», «первые», «вторые», «третьи».

    2.Назвать детенышей домашних животных по образцу.

У коровы-теленок-теленочек-телятки  У козы-…(козленок)-…(козленочек)-…(козлятки)    У лошади-…(жеребенок)-…-…     У свиньи-…(поросенок)-…-…     У собаки-…(щенок)-…-…    У кошки-…(котенок)-…-…    У кролика-…(крольчонок)-…-…    У овцы-…(ягненок)-…-…

   Примечание: сначала все детеныши называются в ед.ч.,а затем во мн.ч.

               Тема :«Елочные игрушки»

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных и прилага-тельных, образование относительных прилагательных.

  1.Нарисовать в тетради елочные игрушки : синие шары и разноцветные флажки, ответить на вопросы словосочетаниями: синие шары и бумажные флажки.

Что?-…(синие шары и бумажные флажки)  

Нет чего?-…(синих шаров и бумажных флажков)

Радуешься чему?-…(синим шарам и бумажным флажкам)

Видишь что?-…(синие шары и бумажные флажки)

Доволен чем?-…(синими шарами и бумажными флажками)

Говоришь о чем?-…(о синих шарах и бумажных флажках)

   2.Ответить на вопросы.

Игрушки для украшения елки-какие?-…(елочные)   Шары из стекла-какие?-…(стеклянные)  Флажки из бумаги-какие?-…(бумажные)   Зайцы из пластмассы-какие?-…(пластмассовые)   Флажки разных цветов-какие?-…(разноцветные)

   Составить предложения со словами-ответами, например: У нас много елочных игрушек. Предложения записать в тетрадь,заучить.

                      Тема :«Ателье»

Цели. Употребление глаголов будущего времени, образование относитель-ных прилагательных.

    1.Изменить слова по образцу,ответив на вопрос.

Принимает-…(примет)      Сметывает-…(сметает)      Заказывает-…(закажет)                          Сшивает-…(сошьет)          Строчит-…(сострочит)       Выдает-…(выдаст)

          Раскраивает-…(раскроит)                     Получает-…(получит)

  2.Ответить на вопросы: какой?какая?какое?какие?-подбирая слова-определения к предметам из меха,шерсти,шелка,ситца.

      Из меха                                                             Из шерсти

Шапка-какая?-…(меховая)                           Шарф-какой?-…(шерстяной)

Шуба-какая?-…(меховая)                             Юбка-какая?-…(шерстяная)

Пальто-какое?-…(меховое)                          Кофта-какая?-…(шерстяная)

Воротник-какой?-…(меховой)                     Брюки-какие?-…(шерстяные)

     Из шелка                                                             Из ситца

Платок-какой?-…(шелковый)                       Платье-какое?-…(ситцевое)

Сарафан-какой?-…                                         Сарафан-какой?-…

Халат-какой?-…                                              Белье-какое?-…

                                     

                           Тема :«Ателье»

Цели. Употребление глаголов ед. и мн.ч. в 1-ом,2-ом,3-ем лице, употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

   1.Изменить слова по образцу.

Я принимаю-он принимает-они принимают

Я заказываю-он…(заказывает)-они…(заказывают)

Я сшиваю-он…(сшивает)-они…(сшивают)

Я строчу-он…(строчит)-они…(строчат)

Я выдаю-он…(выдает)-они…(выдают)

Я получаю-он…(получает)-они…(получают)

   2.Назвать ласково.

Кофта-…(кофточка)     Шарф-…(шарфик)     Пальто-…(пальтишко)

Юбка-..(юбочка)           Халат-…(халатик)      Платье-…(платьице)

Майка-…(маечка)        Сарафан-…(сарафанчик)  Брюки-…(брючки)

Шапка-…(шапочка)     Платок-…(платочек)    Носки-…(носочки)

  Нарисовать 3-4 вида одежды.Предметы одежды должны быть большими и маленькими, например  шапка-шапочка. Составить предложения по картинкам.

                                Тема :«Зима»

Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных паде-жах, употребление приставочных глаголов.

   1.Ответить на вопросы словосочетаниями.

Что?-пушистый снег                                 -большой сугроб

Нет чего?-…(пушистого снега)               .-(большого сугроба)

Радуешься чему?-…(пушистому снегу)   -(большому сугробу)

Видишь что?-…(пушистый снег)              -(большой сугроб)

Доволен чем?-…(пушистым снегом)       -(большим сугробом)

Говоришь о чем?-…(о пушистом снеге)  -(о большом сугробе)

  Нарисовать большой сугроб и пушистые снежинки, рассказать,что нарисовал(а).

  2.Изменить слова по образцу.

Шел-пришел                  Шел-ушел                    Шел-зашел

Бежал-…(прибежал)     Бежал-…(убежал)       Бежал-…(забежал)

Летел-…(прилетел)      Летел-…(улетел)         Летел-…(залетел)

Ехал-…(приехал)          Ехал-…(уехал)             Ехал-…(заехал)

                                Тема :«Зима»

Цели. Согласование существительных с порядковыми и собирательными числительными, употребление приставочных глаголов.

  1.Прослушать рассказ,ответить на вопросы,используя слова «первые»,

«вторые»,«трое»,«обе»,«пятеро».

                                             НА  ГОРКЕ.

Наступила зима.Выпал белый пушистый снег.Во дворе построили горку.Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку.Вторыми пришли две девочки.Обе девочки были с санками.На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело.

   Какое время года наступило? Какой снег выпал? Что построили во дворе? Кто первым прибежал на горку? Кто вторым пришел на горку? На чем стали кататься две девочки? Сколько ребят стали кататься на горке?

   Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его.

 

  2.Составить предложения со словами «бежал»,«прибежал»,«убежал»,

«забежал», записать в тетради.

                                             Тема :«Почта»

Цели. Согласование притяжательных прилагательных с существительными, образование наречий от прилагательных.

  1.Ответить на вопросы: чей?чья?чье?чьи?

Посылка для бабушки-чья посылка?-…(бабушкина посылка)

Телеграмма для мамы-чья телеграмма?-…       Вова купил журнал-чей журнал?-…        Письмо от Ани-чье письмо?-…     Света купила открытки-чьи открытки?-….    Папа выписал газеты-чьи газеты?-….

   Составить предложения со словосочетаниями «бабушкина посылка»,

«Вовин журнал»,«Анино письмо»,«папины газеты».

    2.Изменить слова по образцу.

Близкий-близко                   Далекий-…(далекий)            Ловкий-…(ловко)

Шустрый-…(шустро)          Тихий-…(тихо)                  Красивый-..(красиво)

Веселый-…(весело)         Радостный-…(радостно)            Скучный-…(скучно)

                                          Грустный-…(грустно)

                                             Тема :«Почта»

Цели. Употребление существительных с предлогами,противоположными по смыслу ; употребление приставочных глаголов.

  1.Сказать наоборот.

В ящик-…(из ящика)                                        Из ящика-…(в ящик)

В конверт-…(из конверта)                               Из конверта-…(в конверт)

В газету-…(из газеты)                                      Из газеты-….(в газету)

На столе-…(под столом)                                  Под столом-…(на столе)

На журнале-…(под журналом)                        Под журналом-…(на журнале)

На письме-…(под письмом)                             Под письмом-…(на письме)

   Составить предложения с этими словосочетаниями.

   2.От слов «клеит»,«пишет» образовать новые слова при помощи приставок.

На-      клеит                                               на-                          пишет

За-                                                                за-

Под-                                                             под-

     С полученными словами составить предложения.

                                             Тема :«Север»

Цели. Согласование притяжательных прилагательных с существительными, образование и употребление притяжательных прилагательных.

   1.Ответить на вопросы словосочетаниями.

Что?-оленьи рога                                               -собачьи упряжки

Нет чего?-…(оленьих рогов)                            -…(собачьих упряжек)

Радуешься чему?-…(оленьим рогам)              -…(собачьим упряжкам)

Видишь что?-…(оленьи рога)                          -…(собачьи упряжки)

Доволен чем?-…(оленьими рогами)                -…(собачьими упряжками)

Говоришь о чем?-….(об оленьих рогах)         -…(о собачьих упряжках)

  2.Ответить на вопросы: чей?чья?

Шерсть собаки-чья шерсть?-…(собачья шерсть)

След оленя-чей след?-…(олений след)

Нос тюленя-чей нос?-…(олений нос)

Голова волка-чья голова?-…(волчья голова)

Уши собаки-чьи уши?-…(собачьи уши)

Копыта оленя-чьи копыта?-…(оленьи копыта)

Глаза тюленя-чьи глаза?-…(тюленьи глаза)

Следы медведя-чьи следы?-…(медвежьи следы)

                                             Тема :«Север»

Цели. Образование сравнительной и превосходной сепени прилагательных, образование прилагательных от наречий.

   1.Изменить слова по образцу.

Сильно-сильнее                                     Сильный-сильнейший

Холодно-…(холоднее)                          Холодный-…(холоднейший)

Морозно-…(морознее)                          Красивый-…(красивейший)

Бело-…(белее)                                        Белый-…(белейший)

Тепло-…(теплее)                                    Теплый-…(теплейший)

Красиво-…(красивее)                            Быстрый-…(быстрейший)

  2.Закончить предложения,отвечая на вопросы.

Зимой на Севере очень холодно,дни стоят(какие?)…(холодные). На Севере морозно,погода всегда(какая?)…(морозная). Полярной ночью на Севере темно ;и ночи,и дни на Севере(какие?)…(темные). Собаки везут нарты быстро,собачьи упряжки(какие?)…(быстрые). Лиса заметает следы очень хитро,лиса(какая?)….(хитрая). Охотник поймал оленя ловко,охотник

(какой?)…(ловкий).

    Нарисовать хитрую лису.

                                                Тема :«Транспорт»

Цели. Употребление существительных с предлогами В, НА, ПО , употребление приставочных глаголов.

  1.Вставить нужное «маленькое слово» (предлог) : в,на,по (читается предло-жение без предлога,ребенок подбирает нужный предлог и проговаривает все предложение).

Мы спустились…(в)метро.   Мама садится…(в)трамвай.    Коля бежит…(по)дороге.  Автобус едет…(по)улице.   Поезда идут…(по)рельсам.  Ребята поедут…(на)трамвае.   Петя любит ездить…(на)машине. Миша пришел…(на)остановку.

  Придумать 3-4 предложения с предлогами В,НА,ПО.

  2.Закончить предложения,подобрав нужное по смыслу слово.

Одна машина в гараж заехала,а другая из гаража…(выехала).

Девочка вошла в автобус,а мальчик из автобуса…(вышел).

Соня пришла домой,а Вася из дома…(ушел).

Девочки из садика убежали,а мальчики в садик…(прибежали).

Одни ребята с катка уехали,а другие…(приехали).

                                   Тема :«Транспорт»

Цели. Употребление падежных форм существительных и прилагательных в ед. и мн.ч., образование глаголов движения с помощью приставок.

   1.Ответить на вопросы словосочетаниями(сначала на все вопросы ответить одним словосочетанием,затем другим и т.д.).

Что?-легковая машина                                            Что?-легковые машины

Нет чего?-…(легковой машины)                                     грузовой самолет

Подхожу к чему?-…(к легковой машине)                      спасательный катер

Наблюдаю за чем?-…(за легковой машиной)                товарные поезда

Рассказываю о чем?-…(о легковой машине)

   2.Найти ошибку,исправить ее,произнести предложение правильно.

Автобус к остановке отъехал (подъехал). Мальчики в лодке к берегу отплыли (приплыли). Самолет приземлился,летчик из самолета вошел (вышел). Такси подъехало к дому,из него пассажиры вошли (вышли). Пароход к пристани отчалил (причалил). Электричка к платформе отошла (подошла). Пассажир в трамвай вышел (вошел).

                                   

                                  Тема :«Весна»

Цели. Употребление глаголов будущего времени, образование сравнитель-ных степеней прилагательных.

  1.Дополнить предложения,подобрав как можно больше слов.

Скоро наступит весна.

Солнце-что будет делать?-будет…(ярче светить,пригревать,…).  

Снег-что будет делать?-будет…(чернеть,таять,…)

На земле проталины-что сделают?-…(появятся…)

Ручьи-что сделают?-…(побегут,появятся,зажурчат,…)

  2.Изменить слова по образцу.

Длинный-длиннее                                             Радостный-…(радостнее)

Теплый-…(теплее)                                            Светлый-…(светлее)

Яркий-…(ярче)                                                  Темный-…(темнее)

Громкий-…(громче)                                          Рыхлый-…(рыхлее)

Высокий-…(выше)                                            Чистый-…(чище)

Свежий-…(свежее)                                            Прозрачный-…(прозрачнее)

Сильный-…(сильнее)                                        Быстрый-..(быстрее)

                                   Тема :«Стройка»

Цели. Согласование прилагательных,образованных от существительных, образование приставочных глаголов.

   1.Назвать предметы,про которые можно сказать,что они сделаны из этого материала.

Деревянный-…(дом,забор,…)      Деревянная-…(скамейка,лестница,…)

Деревянные-..(дома,сараи,…)      Кирпичный-…(дом,гараж,…)

Кирпичная-…(стена,башня,…)    Кирпичные-…(дома,трубы,…)

  Нарисовать дом и рассказать,какой он, какие в этом доме стены,двери,окна и т.д.

   2.От данных слов образовать новые слова при помощи приставок.

По-        строил                  по-       клеил                    по-          красил

За-                                       за-                                      за-

Вы-                                      о-                                       вы-

Пере-                                   пере-                                 пере-

                          Тема :«Стройка»

Цели. Согласование числительных и прилагательных с существительными в роде,числе,падеже, работа над родственными словами(образование сущест-вительных суффиксальным способом).

  1.Ответить на вопросы словосочетаниями:«один молодой строитель»,

«два умелых маляра»,«пять старых плотников»,«три опытных крановщика»,

«шесть ловких каменщиков».

Кто?-один молодой строитель

Нет кого?-…(одного молодого строителя)

Подхожу к кому?-…(к одному молодому строителю)

Видишь кого?-…(одного молодого строителя)

Наблюдаю за кем?-…(за одним молодым строителем)

Раасказываю о ком?-…(об одном молодом строителе) и т.д.

   2.Изменить слова по образцу(от данных слов образовать слова со значе-нием «очень маленький»).

Дом-домик                          Забор-…(заборчик)            Двор-…(дворик)  

Кирпич-…(кирпичик)       Окно-…(окошечко)            Лопата-…(лопаточка)

Бочка-…(бочечка)             Машина-…(машинка)        Ведро-…(ведерочко)  

                                              Бревно-…(бревнышко)

                          Тема :«Спецтранспорт»

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных, работа над родственными словами(образование прилагательных от существительных).

  1.Прослушать рассказ,ответить на вопросы,пересказать.

                   МАШИНЫ  СПЕЦИАЛЬНОГО  НАЗНАЧЕНИЯ.

На улицах наших городов и поселков работает много разных машин. Машины «скорой помощи» нужны для того,чтобы быстро помочь больному или пострадавшему. При тушении пожара нельзя обойтись без пожарных машин. Когда случается авария на дороге ил в доме, тогда выезжают аварий-ные машины. От работы уборочных машин зависит чистота улиц и дорог. Поливочными машинами моют улицы.

      Все машины помогают людям.Где работает много разных машин? Для чего нужна машина «скорая помощь»? Без каких машин нельзя обойтись при тушении пожара? Какие машины помогают устранять аварии? От рабо-ты каких машин зависит чистота улиц и дорог? Какие машины моют улицы? Перечислите ,какие машины помогают людям.

Нарисовать любую машину-помощницу.

   2.Изменить слова по образцу.

Молоко-молоковоз  Мука-…    Лес-…    Бензин-….    Цемент-…

Молоковоз-возит молоко   Муковоз-…   Лесовоз-…   Бензовоз-…. И т.д.

                     Тема :«Труд взрослых на полях»

Цели. Употребление глаголов будущего времени, работа над родственными словами.

  1.Прослушать рассказ,ответить на вопросы по тексту.

                                   ВЕСНОЙ  НА  ПОЛЯХ.

Наступила весна.Снег на полях растаял.Скоро начнется время полевых работ.Трактористы будут готовить землю к весеннему севу.Полеводы удоб-рят землю,посадят рассаду овощей,посеют пшеницу и рожь,проведут посев-ные работы в срок,и урожай богатый будет.Не зря в народе говорят:весен-ний день год кормит.

      Какое время года наступило? Что произошло со снегом на полях? Что будут делать трактористы? Что сделают полеводы? Что нужно сделать,

чтобы урожай был хорошим? Объяснить,что значит: весенний день год кормит.

 

    2.Подобрать родственные слова.

Весна-(весенний,…)  Трактор-(тракторист,тракторный,…)  Поле-(полевод,

Полевой,…)   Сад-(садовод,садовод,…) Овощи-(овощевод,овощной,…)

                      Тема :«Труд взрослых на полях»

Цели. Употребление повелительного наклонения глаголов, образование приставочных глаголов.

   1.Изменить слова по образцу(дать указание,что надо делать).

Копает-копай                        Поливает-…(поливай)

Сажает-…(сажай)                 Раздает-…(раздай)

Идет-…(иди)                         Рыхлит-…(рыхли)

Собирает-…(собирай)          Помогает-…(помогай)

    Составить предложение с каждым словом.

   2.Изменить слова по образцу.

Ехал-поехал-заехал-выехал

Шел-…(пошел)-…(зашел)-…(вышел)

Копал-…(покопал)-…(закопал)-…(выкопал)

Вел-…(повел)-…(завел)-…(вывел)

                   Тема :«Ткани»

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде,числе,па-деже, образование прилагательных от существительных суффиксальным способом.

   1.Ответить на вопросы словосочетаниями:«ситцевая рубашка»,

«фланелевый халат»,«шерстяное платье»,«драповое пальто» (обратить вни-мание детей,что слово пальто не изменяется и всегда звучит одинаково- пальто ).

Что?-ситцевая рубашка   Нет чего?-…(ситцевой рубашки)  Рад чему?-…(сит-цевой рубашке)  Вижу что?-…(ситцевую рубашку)  Доволен чем?-…(ситце-вой рубашкой)  Говорю о чем?-…(о ситцевой рубашке)

   Составить предложения со словосочетаниями:«нет ситцевой рубашки»,

«фланелевому халату»,«шерстяным платьем»,«о драповом пальто».

   2.Ответить на вопросы:какой?какая?какое?какие?-подбирая слова-опреде-ления к предметам одежды из драпа,фланели,шерсти,шелка,ситца.

    Из драпа                 Из шерсти               Из фланели                       Из ситца

Куртка-(драповая)       …                          Юбка-…                               …

Комбинезон-…            …                          Халат-…                               …

Пальто-….                    …                          Платье-…                             …

Брюки-…                      …                          Рубашка-…                          …

                           Тема :«Одежда»

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

   1.Изменить слова по образцу.

Шелковая кофта-шелковые кофты

Нет шелковой кофты-…(нет шелковых кофт)

Рад шелковой кофте-…(рад шелковым кофтам)

Вижу шелковую кофту-…(вижу шелковые кофты)

Доволен шелковой кофтой-…(доволен шелковыми кофтами)

Говорю о шелковой кофте-…(говорю о шелковых кофтах)

    Аналогично изменить словосочетания:«ситцевое платье-ситцевые платья»,«шерстяное пальто-шерстяные пальто».

    Повторить: слово пальто не изменяется и всегда звучит одинаково.

   2.Назвать ласково.

Шапка-…(шапочка)    Кофта-…    Рубашка-….    Юбка-….    Халат-…

Сарафан-…        Комбинезон-…    Платье-…        Пальто-…    Брюки-…

                    Шорты-…         Рейтузы-…       Носки-…

Нарисовать 3-4 вида одежды(кофта-кофточка и т.д.),рассказать,что нарисовал(а).

                       Тема :«Ателье»

Цели. Употребление глаголов будущего времени, образование наречий от прилагательных.

   1.Ответить на вопросы:что сделает?что будет делать?

Заказывает-что будет делать?-..(будет заказывать)

Выбирает-что будет делать?-…(будет выбирать)

Шьет-что будет делать?-…(будет шить)

Выкраивает-что сделает?-..(выкроит)

Пришивает-что сделает?-…(пришьет)

Примеряет-что сделает?-…(примерит)

   Составить предложения со словами и словосочетаниями:«будет заказывать»,«будет выбирать»,«будет шить»,«выкроит»,

«пришьет»,«примерит».

   2.Закончить предложение,ответив на вопрос:как?

Шуба теплая.Зимой в шубе-как?-…(тепло).Комбинезон удобный.В комбине-зоне гулять-как?-…(удобно).Платье украшено яркой вышивкой.Вышивка на платье выглядит-как?-…(ярко).Сарафан легкий.Летом в сарафане-как?-…(легко).Брюки чистые.Брюки выстирали-как?-…(чисто).

                      Тема :«Перелетные птицы»

Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных паде-жах, употребление приставочных глаголов.

   1.Прослушать рассказ,ответить на вопросы предложениями из текста,пере-сказать.

                                ГРАЧИ  ПРИЛЕТЕЛИ.

Весной первыми прилетают черные грачи.На деревьях появляется много грачиных гнезд.Вьют гнезда грачи на вершинах высоких деревьев.Грачи раньше других птиц выводят птенцов.

   Какие птицы первыми прилетают весной?Где появляется много грачиных гнезд?Где грачи вьют свои гнезда?Когда выводят своих птенцов грачи?

   Нарисовать картинку к рассказу.

   2.От слов летит , поет образовать новые слова при помощи приставок.

При-           летит                     с-           поет

Под-                                          за-

За-                                             про-

Пере-

С-

   Составить предложения с полученными словами.

                          Тема :«Профессии»

Цели. Употребление существительных в дательном падеже, образование относительных прилагательных.

   1.Прослушать предложение, найти ошибку,исправить ее,повторить предложение правильно.

Кастрюля нужна повар (повару). Пила нужна плотник (плотнику). Станок нужен токарь (токарю).Мука нужна пекарь (пекарю). Кисти нужны художник (художнику). Топор нужен лесоруб (лесорубу). Ножницы нужны портной (портному). Молоток нужен сапожник (сапожнику).

   2.Ответить на вопросы: какой?какая?какие?-подбирая слова-определения к предметам из металла,дерева,стекла,пластмассы.

Из металла                          Из дерева               Из стекла            Из пластмассы

Бочка-…(металлическая)  Лопатка-..               Банка-…             Ведро-…

Кран-…                               Линейка-…            Стакан-…           Таз-…

  Составить предложения с полученными словами-определениями.

                          Тема :«Школа»

Цели. Изменение глаголов по лицам и числам, образование наречий от прилагательных.

  1.Изменить слова по образцу.

Я иду-ты идешь-он идет-они идут

Я пишу-ты…-он…-они…

Я читаю-ты…-он…-они…

Я пою-ты..-он…-они…

Я учусь-ты…-он…-они…

Я рисую-ты…-он…-они…

Я считаю-ты…-он…-они…

Я слушаю-ты..-он…-они…

   2.Закончить предложение,ответить на вопрос:как?

Мальчик-хороший ученик,он учится-как?-…(хорошо)

Внимательная девочка всегда слушает-как?-…(внимательно)

Старательные ученики всегда делают уроки-как?-…(старательно)

Прилежные ребята учатся-как?-…(прилежно)

Тот,кто получает отличные отметки,учится-как?-…(отлично).

                         

                    Тема :«Школьные принадлежности»

Цели. Употребление существительных в творительном падеже, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    1.Ответить на вопрос: чем? одним словом,затем полным предложением.

Ученики пишут-чем?-…(ручкой)

В школе рисуют-чем?-…(карандашом,красками)

На доске пишут-чем?-…(мелом)

С доски стирают-чем?-…(тряпкой)

   2.Назвать ласково школьные принадлежности.

Портфель-…(портфельчик)

Карандаш-…(карандашик)

Мел-…(мелок)

Тряпка-…(тряпочка)

Альбом-…

Резинка-…

Тетрадка-…

Книга-..

  Нарисовать школьные принадлежности, объяснить,зачем они нужны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе Тема: «Падежные конструкции»

Тема: Падежные конструкции. Творительный падеж множественного числа.Цели:1.   Учить детей употреблять существительные в Творительном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголами....

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...

Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР

Картотека игр  по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР...

Картотека заданий по развитию лексико - грамматических категорий

Дидактический материал  для   воспитателей групп компенсирующей направленности. Представлен по разным тематикам....

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»

Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....