Развитие логического мышления у дошкольников
консультация

Детский сад 127 Магнитогорска

Мастер-класс для педагогов и родителей "Развитие логического мышления у дошкольников"

Автор: Епанешникова Татьяна Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rlm.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №127»

 

Мастер-класс для педагогов и родителей:

«Развитие логического мышления

у дошкольников»

Выполнили: воспитатели МДОУ «ЦРР – д/с№127»

Епанешникова Т.П

Юрьева Т.Г.

Плишкина К.С

           Магнитогорск, 2021год

«Развитие логического мышления у дошкольников»

Мастер класс для педагогов и родителей

Цель: Повышение компетентности педагогов и родителей в развитии  логического мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию данной группы Soft Skills
  2. Систематизировать знания о приемах логического мышления
  3. Раскрыть специфику десяти мыслительных операций
  4. Развивать точную, аргументированную речь

Оборудование:

  1. Мультимедийный экран, ноутбук
  2. Дидактические игры
  3. Презентация

Ход мероприятия:

1 часть. Вводная

Каждый ребенок - маленький исследователь, с радостью и удивлением, открывающий для себя окружающий мир. Задача  воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Логическое мышление по праву занимает одно из ведущих мест в системе дошкольного образования, оно входит в перечень Soft Skills (мягкие навыки), которые нужно непременно развивать. Так как впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь

 Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость, мышление, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

В. А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Мышление - это сложный психический процесс, характеризующийся обобщенностью и опосредованностью, которое позволяет познавать наглядные связи, отношение объектов и явлений, так и их сущность

Виды :

  1. Наглядно-действенное (конкретно действенное)
  2. Наглядно-образное: пространственное и конструктивное
  3. Логическое мышление: понятийное и словесно-логическое

Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос — Что такое логика? Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.

Очень важно начать развивать логическое мышление в раннем возрасте.

Работая над проблемой развития логического мышления у старших дошкольников, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры и логико–математические игры, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которых эмоционально воздействует на детей.

Более активно и творчески дошкольники играют самостоятельно в дидактические игры тогда, когда на занятиях и в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры.

В педагогической литературе чаще всего выделяют следующие десять приемов логического мышления. На нашем мастер-классе мы раскроем содержание каждого приема и приведем примеры дидактических игр по освоению соответствующих мыслительных операций.

Приемы логического мышления ( или мыслительные операции)

  1. Сравнение - прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Игры и упражнения:

1. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

2. Противоположности ( высокий-низкий, горячий-холодный).

3. «Чем похожи и непохожи?» (Бурый и белый медведь)

Предлагаем вам  игру «Найди различия». Посмотрите внимательно на две похожие картинки, положите перед собой столько кружков, сколько найдёте отличий. По просьбе ведущего сформулируйте одно из них (слева …., а справа….)

  1. Анализ - выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов и явлений или выделение объекта из группы, деление целого на части.

Игры и упражнения:

  1. Логические пары «Что на что похоже» (по форме, по цвету, по материалу…)
  2. «Найди нужный фрагмент» (заплатка для платья)
  3. «Закрась только те игрушки, которые есть в путанице»
  4. «Сколько геометрических фигур в нарисованном предмете»
  5. Самоанализ в конце образовательной деятельности
  6. «Чего не хватает на рисунках»

Предлагаем вам 2 игры:

А. Соберите на математическом планшете любой треугольник, используя одну резиночку. Назовите вид треугольника в зависимости от его углов.

Б. «Чудесный мешочек». Определите на ощупь, какая игрушка у вас в руках и назовите ее, а затем достаньте из мешочка и проверьте себя.

  1. Синтез - объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов и явлений между собой; получение единого целого из отдельных составных частей.

Игры и упражнения:

  1. Головоломки
  2. Пазлы различной сложности
  3. Выкладывание картинок из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера …
  4. Составление изображений из кубиков «Сложи узор», «Уголки», «Хамелеон» «Уникуб» и т.п.
  5. «Часть-целое»
  6. «Узнай по описанию»
  7. Математический планшет

Предлагаем вам игру Никитина «Сложи квадрат». Соберите квадрат из 4 частей.

  1. Аналогия – сходство в каком-то отношении между явлениями, предметами, понятиями; перенос знаний об одном предмете и явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).

 Игры и упражнения

на подобие, равенство отношений, сходство предметов и явлений;

задания по образцу, по показу, на основе схемы, алгоритма, например:

  1. Логическая цепочка
  2. Укрась елку (образец на макушке елки)
  3. Рисуем по клеточкам
  4. Найди 2 одинаковых предмета

Предлагаем вам

А. Построить логическую цепочку из палочек Кюизенера: 12231223…

Б. Разложить в ряд 10 блоков Дьенеша. Изменив только размер, составьте аналогичный ряд.

  1. Ограничение ( или отрицание) - выделение одного или нескольких предметов из группы по определенным признакам.

Игры и упражнения:

  1. Обведи одной линией только запрещающие дорожные знаки…,
  2. Найди все фрукты среди плодов…
  3. Лабиринты разной сложности
  4. «Третий лишний», «Четвертый лишний» ( в подготовительной группе каждый предмет выбирается лишним по какому-то признаку)

Предлагаем вам задание в лабиринтах дворца из приложения «Лабиринты цифр» к игровизорам Воскобовича

  1. Обобщение – мысленное объединение различных предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Игры и упражнения:

  1. «Назови, одним словом»
  2. «Назови группу»
  3. Формулировка определения понятий
  4. Составление описательных рассказов по обобщающим схемам

Предлагаем вам собрать группы «познавательные процессы» и «предпосылки учебной деятельности».

  1. Классификация – мысленное распределение  предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Игры и упражнения:

  1. Круги Луллия
  2. Круги Эйлера
  3. Классификационное древо
  4. «Собери группу»

Предлагаем вам

А. Выполнить задания на кругах Луллия: профессия         что нужно для работы          продукт труда

Б.схемы с изображением различных классификаций. Подумайте и предложите соответствующую группу для данного классификационного древа.  

  1. Систематизация - приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности.

Игры и упражнения:

  1. Составление рассказа по одной или серии картинок
  2. Выстраивание картинок в логической последовательности
  3. Пересказ  
  4. Магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку)
  5. «Что за чем»( либо поэтапное рисование картинки, либо смена явлений)
  6. «Как растет живое»
  7. «Признаки живого» и т.п.

Предлагаем вам игру «Что за чем?». Внимательно рассмотрите карточки и расположите их в нужном порядке. Составьте связный рассказ по картинкам.

Логический ряд из 4 карточек на материале игры Б.П. Никитина «Внимание! Угадай-ка» (дорисовать заключительную карточку)

  1. Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Игры и упражнения:

  1. Составьте сериационный ряд по одному из признаков (величина, количество, цвет, скорость, глубина, прочность, возраст и т.п.)
  2. Помоги Незнайке найти место карточки

Предлагаем вам собрать сериационный ряд из 5 картинок по определенному признак.  Определите сами признак, по которому следует  расположить карточки

  1. Умозаключение - мыслительный прием, состоящий в выделении из нескольких суждений одного вывода, заключения.

Игры и упражнения:

1.Решение разнообразных логических задач

2.Поиск положительного и отрицательного явления

3. Оценка верности суждений

4. «Письма загадки»

5. «Найди клад»

6. «Логика-малыш»

А. Предлагаем вам игру «Логический поезд». Каждому дается по 5 карточек собираем «поезд» по очереди выкладывая карточку, которую свяжите  по смыслу с предыдущей. Объясните свой выбор.  

Б. Предлагаем вам карточку из альбома «Поиск затонувшего клада» к блокам Дьенеша.  Решите примеры, определите блок по карточкам-символам свойств блоков Дьенеша. К блоку прикреплена цифра, указывающая на номер вашего «клада».

Заключительная часть. Рефлексия.

- А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам достать из нашей коробочки небольшие листочки - записки, на которых написана фраза, которую нужно продолжить.

Перечень фраз:

сегодня я узнала…

было интересно узнать…

мне понравилось…

мне не понравилось…

мне запомнилось…

теперь я могу применять…

я научилась применять…

я попробую сама…

Список литературы:

  1.  Султанова М.Н. Развиваем логику. М.: «Махаон». 2016
  2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярословль: Академия развития, 2015
  3. Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2015.
  4. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.
  5.  Поиск затонувшего клада. Альбом к блокам Дьенеша для детей 5-8 лет.
  6. Развиваем логику / серия «Твои первые уроки». – Минск «Современная школа», 2014.

Приложение

Критерии диагностики логического мышления детей старшего дошкольного возраста

  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
  • Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать. Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Оценка уровня развития логического мышления старших дошкольников:

Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет

мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень: Ребенок не владеет логическими операциями: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Не может мысленно установить сходство и различие предметов. Не умеет пользоваться обобщающими  понятиями. Ребенок имеет небольшой словарный запас, не внимателен, ему не хватает усидчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

Пошаговая технология развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша

Я разработала пошаговую  технологию развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.К ней прилагает материал для совместной работы воспитателя с родителями в данном напра...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.

Карта наблюдений за детьми младшей группы по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша....

"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша»

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией обучения детей решению логических задач с использованием пособия «Блоки Дьенеша»....