Родительское собрание "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка"
методическая разработка (младшая группа)

Пархацкая Татьяна Васильевна

Родительское собрание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditel._sobraniya_v_ml.gr_.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в первой младшей группе «Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка»

Цель: познакомить родителей с основной задачей развития речи – всесторонним развитием личности ребенка.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады видеть вас на нашем собрании. Прошел уже учебный год с того момента, когда вы привели своих малышей в нашу группу. Мы можем сказать, что нам повезло, так как вокруг нас собрались замечательные люди. Хочется поблагодарить вас за то, что мы стали единомышленниками во многих вопросах воспитания детей.

Сегодня у нас разговор пойдет о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Статистика показывает, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Возникает вопрос, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, страшно занятые на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сюда отнесём и любимую мамами одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Современные книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, конечно, прогресс.                                                                   Получаем итог - ребенок не говорит или говорит очень плохо. В каждой семье по-разному относятся к такому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Как правило, родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

Семья является главным источником, который питает ребенка с рождения, дает первые знания и умения, знакомит его с окружающим миром.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том. Как учить ребенка говорить правильно и красиво, но при этом играя и с удовольствием.  Ребенок овладевает речью в процессе общения с взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

1. Эмоциональное общение взрослых с ребенком. 

Постоянно разговаривать, давать поручения, связанные с необходимостью, что - то сказать.

2. Общение ребенка с другими детьми. 

Общение детей является одним из источников для развития у них познавательной деятельности.  Присутствие поблизости других детей побуждает к поиску и исследованию, служит источником подражаний.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

Говорить не спеша, внятно, размеренно, четко произносить звуки, не употреблять лишних слов.

4. Чтение  и рассматривание детской художественной литературы.

Большое значение для развития речи детей имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Ознакомление с природой и ее явлениями имеет большие возможности для развития речи и  воспитания ребенка.

На природе Вы можете пообщаться со своим малышом, наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха.

Отправляясь с ребенком на прогулку:

-Поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

-В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

--Какое сейчас время года?

-Покормить птиц

-Загадать загадку (приложение)

-Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, потешку.

-Поиграть в игру.  (Например: здороваясь, с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое).

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Большое внимание в своей работе мы уделяем развитию мелкой моторики. Ведь недаром педагоги и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулируют развитие мышления и памяти, внимания; воспитывает эмоциональную выразительность.

Сейчас мы хотели бы Вам показать и поиграть с вами.

Проводятся пальчиковые игры с родителями: «Наша группа», «Замок», «Зайка», «Гномики ».

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
К средствам  развития мелкой моторики,  относятся -   пластилин, природный материал, бумага, крупы, бусы, пуговицы, нитки, веревки, карандаши, счетные палочки, песок, мозаика, пальчиковый театр и  т.д.

А также занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Аппликации актуальны в любом возрасте. Придумывать и вырезать детали из бумаги, а потом создавать из них какой-либо образ – увлекательное занятие, благодаря которому развивается творческое мышление, мелкая моторика, речь.

Мы хотим подарить вам работы ваших детей, которые они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.

Надеемся, что все выше сказанное поможет не только развивать правильную, полноценную речь Вашего ребенка, но и избежать появления у него многих дефектов речи.

Дома уделяйте внимание развитию речи ребенка и больше общайтесь с ним. Читайте ребенку сказки, потешки, загадки, стихи и разучивайте их. Поощряйте в семье занятия ребенком рисованием, конструированием и лепкой. Больше бывайте на природе. Пусть дети радуют Вас.

                                 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе "Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"

Родительское собрание во свторой младшей группе " Математические игры - средство интеллектуального развития ребенка"...

Родительская встреча «Математические игры – средство интеллектуального развития ребенка»

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенден...

Консультация для педагогов "Влияние пересказа на речевое и интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста"

Умение пересказывать представляет сосбой самостоятельное достаточно сложное умение, очень нужное в жизни. Этому умению необходимо учить с раннего возраста...

Родительское собрание в младшей группе "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребёнка"

Родительское собрание "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребёнка"...

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка

Сценарий рдительского собрания во второй младшей группе " Теремок" на тему " Математические игры-средство интеллектуального развития ребенка"...

Родительское собрание в первой младшей группе «Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка»

Познакомить родителей с основной задачей развития речи – всесторонним развитием личности ребенка....

СТАТЬЯ "РЕБУС-МЕТОД КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕЧЕВОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА"

Статья о ребусах будет полезна педагогам и родителям. Изучив статью станет понятно что значит ребус, как можно использовать этот метод в работе и его историю появления....