Бытует мнение, что, выбирая школу для первоклассника надо выбирать не здание, не школьные свидетельства об аттестации, а учителя. Действительно, хороший первый учитель – это и друг, и наставник, и проводник в мир знаний. От первого учителя во многом зависит, будет ли Ваш ребёнок учиться с охотой и интересом или махнет на всё рукой. Именно в начальной школе закладывается фундамент, основа всего образования. Поэтому поиск «своего» учителя – дело полезное.
По каким же критериям можно выбирать учителя?
По половой принадлежности. Немного нетипичный критерий отбора, особенно принимая во внимание, что учителя мужского пола (вообще, и в частности – начальных классов) встречаются в природе крайне редко. Малыши учителей-мужчин просто обожают, тем более что не у всех есть папа в семье, и в мужском воспитании нехватка чувствуется, особенно у мальчишек.
По возрасту/стажу работы/опыту. Возраст – в принципе не показатель успешности педагога. Случается, что молодой да пытливый намного основательнее и глубже даёт материал, чем пожилой и изрядно уставший из года в год твердить одно и то же. С другой стороны, педагоги «старой закалки» не привыкли выполнять работу спустя рукава. И опыт, как известно, не прогуляешь. Поэтому данный критерий, на мой взгляд, субъективен, как и предыдущий. По методикам, которые использует учитель. Начальная школа – это не только тетрадки в косую линейку и счётные палочки, но и проценты, дроби, орфография и пунктуация, почти все виды разборов и т.д. Другими словами, то, что малыш услышит за эти годы, повторять и закреплять будет до окончания школы. Поэтому особенно важно, насколько хорошо педагог сумеет «вложить знания» в детскую головку. Ну и, само собой, педагог начального образования должен научить детей бегло читать, хорошо писать, пересказывать и придумывать тексты, учить стихи и т.д. Без этих навыков в средней школе ребёнку будет не то что трудно, а просто невозможно учиться. В таком ответственном деле «закладки фундамента» учителям и помогают различные методики обучения и собственные наработки. Записывая ребёнка в первый класс, не лишним будет поинтересоваться, как учитель обучает чтению и письму, использует ли элемент игры на уроках и т.д.
По отзывам родителей/детей. Добрая слава идёт далеко впереди самого педагога. Хорошего учителя обычно знают многие, а те, кому ещё не посчастливилось с ним познакомиться – выясняют, в каком году у него будет набор в первый класс. Поэтому сбор информации при поиске учителя просто необходим. Только имейте в виду, что хороший (с точки зрения родителей) – это требовательный, серьёзный и дающий основательные знания. А хороший с точки зрений детей – это добрый, весёлый, дружелюбный, лояльный. По взаимной симпатии учителя и ребёнка. Как бы ни хвалили учителя, какие бы дифирамбы ему и его опыту, методикам и стажу не пели, а отношения именно этого учителя именно с Вашим дорогим и обожаемым ребёнком могут и не сложиться. Иногда ребёнок не нравится учителю сразу, например, своей медлительностью, иногда наоборот учитель пугает малыша своей эмоциональностью и резкостью. Подумайте, какой педагог мог бы стать другом и авторитетом для ребёнка? Молодой, бойкий, спокойный, строгий? Кому-то нужна бабушка-пенсионерка, кому-то вчерашняя выпускница педвуза. У ребёнка будет возможность познакомиться с педагогом на вступительном собеседовании, а, пообщавшись с ним и собрав некоторую информацию, Вы вполне сможете сделать вывод, тот ли это человек. Но кто бы ни стал этим первым учителем для Вашего малыша, не говорите о нём плохо при ребёнке, не сомневайтесь в его компетентности и правоте без серьёзных оснований. Этим Вы выработаете у малыша чувство уважения к взрослым и определённую субординацию, с чем у современных смелых детишек часто проблемы. Подрывая авторитет учителя, вы подрываете авторитет взрослого человека, а значит, и себя самого. Если причина для недовольства действительно существует – обсудите её наедине с учителем. Если проблемы особой нет, а просто учитель Вам лично как человек и педагог не особенно нравится – успокойтесь. Главное, чтобы он нравился Вашему ребёнку.
|