Статья на тему. Как лучше выбрать школу для ребенка и подготовить его к первому классу?
статья (подготовительная группа)

Статья на тему.

Как лучше выбрать школу для ребенка и подготовить его к первому классу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ №2

Статья на тему.

Как лучше выбрать школу для ребенка и подготовить его к первому классу?

     Кривошеева. В.А

 Разговоры и мысли о школе появляются до того, как придет время записывать в нее ребенка. «В какую школу? Готов ли он? Понравится ли ему там?», - тревожатся родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут то впервые серьезно и встает вопрос: чему научил детский сад и сами родители? До этого больше всего их волновало, насколько хорошо их ребенку в детском саду и дома, другими словами, физический и эмоциональный комфорт. И словно спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию сына или дочери, некоторые родители бросаются записывать детей на занятия по подготовке к школе (которые ведут школьные преподаватели), сами пытаются скорее обучить ребенка чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость, невнимательность малыша. «Как же трудно ему в школе будет учиться!», - подчас восклицают расстроенные родители.

 Заботы о режиме дня, эмоциональном благополучии дошкольника как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется играть, гулять, то что же будет в школе? А задания и упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе. И родители еще укрепят ее своими недовольными замечаниями: «Это я тебя прошу: доченька, давай почитаем, давай попишем, а в школе так с тобой никто нянчиться не будет, учительница скажет: «Пиши!», - и никуда не денешься», «Опять отвлекаешься?! Погоди, в первый класс пойдешь, узнаешь, что такое «двойка» по поведению. А с «двоечниками» никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что ему туда идти совсем не хочется.

 Бывает и наоборот. Родители настолько уверены в «широких» познаниях сына или дочери, что без какой-либо предварительной подготовки сразу записывают в школу со сложной экспериментальной программой, с конкурсом на приеме. И потом бывают крайне недовольны, как это их чадо не прошло по конкурсу: либо придирались преподаватели, либо подтасованы результаты. Если же они присутствуют на собеседовании и лично могут убедиться, что ребенок не знает многих простых вещей, недовольство обрушивается на него, а заодно и на детский сад, преподавателей, которые так плохо, с точки зрения родителей, подготовили детей к школе.

Дошкольное обучение и воспитание являются частью системы образования. Одна из главных задач детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Детские сады в целом справляются с этой задачей. Вопрос в том, к какому обучению. Сейчас так много различных школ, гимназий, лицеев. В программе каждого свои особенности. Соответственно, требования к будущим ученикам у всех разные. В одном учебном заведении успешное усвоение программы предполагает достаточно высокий уровень развития интеллектуального и творческого потенциала будущего первоклассника, для другого – овладение школьными навыками чтения, письма, счёта на уровне первого класса, потому что в программе время для формирования их значительно сокращено. А есть и такие учебные заведения, где конкурс детей чисто символический, а фактически – конкурс родителей. Но это тема отдельного разговора.

Детский сад готовит детей к школьному обучению по программе обычной средней сложности. Но ведь родители чаще всего стремятся отдать ребенка в престижную школу, где скорее всего экспериментальные программы. И тогда получается нестыковка результатов работы детского сада и требований школы. Есть ли выход из такой ситуации? Он давно найден в виде комплексов, в которых дошкольное и школьное отделения работают согласованно и целенаправленно. Но пока они есть не везде. Кроме того, бывают ситуации, когда ребенок, закончив дошкольное отделение комплекса, школьное обучение начинает на новом месте из-за переезда на другое место жительства или желания родителей поменять учебное заведение на более престижное, перспективное, с другим уклоном в обучении и пр.

Что же можно посоветовать родителям, чьи дети в ближайшем будущем станут первоклассниками? Избежать ненужной спешки и стрессовых ситуаций, связанных с поступлением ребенка в школу можно, если подумать об этом заранее. Не в марте-апреле, когда начинается запись детей в первый класс, а раньше. Заметьте, что подготовительные занятия для будущих первоклассников учителя многих школ проводят с осени. Может быть, вы решите, что подобные занятия понадобятся и вашему ребенку.

Итак, сначала вы начинаете выбирать то учебное заведение, куда первого сентября придет учиться ваш сын или дочь. Во-первых, необходима информация о школах. Источники самые разнообразные, начиная от справочников до мнений соседей по дому. Чем больше информации, тем лучше. Не забывайте про возможности интернета: многие школы имеют свои сайты и представляют сведения о программах, новых методиках преподавания и т.д.

При выборе школы важно учитывать основные особенности учебных программ (специализацию), количество учащихся в классе, учебную нагрузку, плату за  обучение, место расположения, удалённость от вашего дома, особенности пути до школы (время, транспорт, переходы, оживлённость уличного движения и пр.). Проанализируйте собственные возможности.

Когда предварительный выбор сделан, постарайтесь, как можно больше собрать информации о понравившейся вам школе. Поговорите с родителями детей, которые учатся в этой школе, можно сходить с вопросами к завучу или директору (есть специальные приёмные дни). Если после этого вы утвердились в своём намерении отдать ребёнка именно в это учебное заведение, узнайте о предполагаемом конкурсе и, главное, как можно подробнее, требованиях к поступающим.

Во-вторых, подумайте, справится ли с учебной нагрузкой ваш ребёнок, соответствуют ли его возможности школьным требованиям. Посоветуйтесь с педагогами, воспитателями детского сада (студии, центра), который посещает ваш малыш. Они видят ребёнка на занятиях, наблюдают его интеллектуальный, личностный рост, знают особенности его характера, круг интересов. Вы больше узнаете о своём ребёнке, и, с другой стороны, педагоги будут сориентированы на требования выбранной вами школы. Если есть в детском саду психолог, обязательно проконсультируйтесь. Использование специального комплекса психологических методик позволяет довольно полно представить уровень развития ребёнка. Если в детском саду такого специалиста нет, можно обратиться в Окружной, Отдел или Департамент Образования, где должна быть информация о психологических консультациях. Например, если вы живёте в Москве, такую консультацию вы также можете получить в Психологическом институте РАО, Центре (Семья и детство), Центре (Дошкольное детство) им.А.В.Запорожца, др.

Вам также посоветуют чем и как лучше позаниматься с ребёнком до школы.

Узнавая о школе, необходимо уточнить, с какого возраста принимают в неё детей.

Если выставляется требование – только с семи лет, не следует спешить упрашивать принять вашего пяти-шестилетнего ребёнка. Преподаватели знают специфику программы, имеют опыт в обучении и вполне обоснованно считают, что у ребёнка младше семи лет будут трудности в усвоении программы первого класса. В таком случае лучше начать обучение по программе начальной четырёхлетней школы или подождать ещё год до поступления в первый класс. Поучителен пример с Сашей К., родители которого упросили педагогов гимназии принять мальчика с шести лет. В классе он оказался среди семилетних одноклассников. Физически был слабее их, часто отвлекался, и несмотря на начальный (при поступлении) уровень развития мышления и речи – выше средней нормы, к концу первого года обучения оказался в числе отстающих. Ребёнок расстраивался из-за своих неуспехов. Родителям пришлось дополнительно заниматься с ним в течение летних каникул. Трудностей можно было бы избежать, если бы ребёнок пошёл в школу в полных семь лет. В этот возрастной период год – очень значительный срок в развитии.

Некоторые дети уже в пять-шесть лет интеллектуально, мотивационно готовы к школе, у них высокая по сравнению с ровесниками концентрация внимания, учебные навыки сформированы: свободно читают, считают до 1000 и более, решают математические примеры в пределах 100, уверенно пишут печатными буквами. Такие дети отличаются широким кругозором, большим стремлением к знаниям. Радуясь успехам одарённого малыша, родители готовы отправить его в школу уже в пять лет, а если в шесть-семь, то сразу во второй класс. Действительно, есть неординарные дети, которым подходит такой вариант, но далеко не всем! Наличие высокого интеллектуального и творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики руки, недостаточного развития моторной координации. Это значит, будут большие трудности с письмом, что часто встречается у одарённых детей. При выполнении физических упражнений, практических работ старшие по возрасту одноклассники значительно опередят умного малыша. Это будет им сильно переживаться. Хотя именно среди старших детей одарённому легче найти «интеллектуальных» собеседников. При обучении с ровесниками ситуация прямо противоположная: их разговоры кажутся неординарному ребёнку детскими, ведь его интересы, знания значительно шире, глубже. Вопрос о начале школьного обучения одарённого ребёнка должен решаться с учётом всех особенностей его развития (интеллектуальных, творческих, личностных, др.), возможностей школы в плане обучения ярких юных дарований.

Все родители хотят видеть своих детей умными, способными, но, к сожалению, действительность не всегда оправдывает их ожидания. Не все дети одарённые, есть со средним и низким интеллектуальным, творческим потенциалом. Большинство родителей понимают это и правильно реагируют. Но для некоторых смириться с мыслью, что их ребёнок – «средний» или «слабый», крайне трудно. Вместо помощи ему в развитии постоянные требования к окружающим и малышу подтверждения его «исключительных» способностей. А так как требования невыполнимые, претензии ко всем, кроме себя. Ребёнок чувствует, что не оправдывает ожиданий, но изменить ничего не может, перестаёт верить в себя, начинает искать причины в других, становится агрессивным, раздражительным. Родители озадачены выбором самой лучшей школы для так горячо любимого ими ребёнка, ведь, с их точки зрения, готовы сделать для него всё, а на самом деле сами же делают его несчастным. Это, конечно, крайний случай. Но, уважаемые родители, разве в иные минуты вы не бываете похожи на подобных «горячо любящих» своё чадо родителей? Понаблюдайте за собой как бы со стороны, особенно в минуты раздражения на неспособность ребёнка. Ведь часто мы – взрослые уже не помним, с каким трудом давались первые рассказики, как путались буквы, пропускались слова, как упорно «не хотели» складываться «в голове» числа, какими неуклюжими сразу становились пальцы, когда нужно было написать ряды ровных палочек, кружков, и вспоминались все самые любимые игрушки, с которыми неудержимо тянуло поиграть…

Конечно, сейчас всё это вы умеете, и поэтому так сложно понять трудности малыша. Но не спешите укорять его, сдержите эмоции, может быть, почти не веря, скажите ему и себе: «Всё получится, вот увидишь! Ещё немного постараешься, и будет лучше выходить!». И пусть не сразу, но действительно, всё будет значительно быстрее получаться, чем с раздражением и укорами.

Как же найти «золотую середину», чтобы, с одной стороны, помочь ребёнку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желание учиться? Помимо терпения необходимо и знание, на что обращать внимание, занимаясь с ребёнком. Некоторые родители думают, что главное – научить будущего школьника читать и считать до 100. В результате, как отмечают учителя начальных классов, дети, приходя в школу, умеют читать по слогам, но не знают при этом алфавит (буквы-звуки), не могут провести звуковой анализ слова (выделить гласные-согласные, глухие-звонкие, твёрдые-мягкие). Если ребёнок ходит в детский сад, то на занятиях эти вопросы разбираются, но не всем детям это легко даётся. Иногда требуется дома дополнительно поупражняться. Не стремитесь, чтобы ребёнок научился считать до 100, 1000, 1000000. Важно, чтобы он понимал состав числа и мог производить простые математические действия сложения и вычитания в пределах хотя бы первого десятка. Чтобы ребёнок это быстрее освоил, можно использовать рисунки, схемы. В игровой форме проверьте его знание геометрических фигур, покажите, как можно из них составлять разные композиции, например, дом, машину, снеговика и т. д.

Много внимания уделяйте развитию тонких движений кисти. Закрашивание внутри контура, мозаика, рисование, лепка из пластилина, конструирование, вырезание ножницами сложных деталей из бумаги, - всё это поможет увереннее держать карандаш, ручку. Учителя не рекомендуют родителям обучать детей написанию письменных букв, потому что переучивать потом труднее, чем учить заново. Вместе с тем советуют научить ребёнка писать печатные буквы и тренироваться рисовать орнаменты с элементами букв.

Читая с ребёнком книги, рассматривая иллюстрации, побуждайте его к пересказу, составлению рассказа по незнакомой картинке. Поиграйте в игру вопросов и ответов, предлагая ответить малышу на ваши вопросы после прочтения текста. Среди вопросов будет часть строго по тексту и часть не относящихся к данному тексту, например, об эпизодах, действующих лицах, не описанных в тексте, но предполагаемых или упомянутых автором. Таким образом, вы сможете оценить глубину и полноту понимания текста ребёнком, его внимательность, память, а также стимулировать его творческое воображение.

Готовность ребёнка к школе проверяется по умению классифицировать, обобщать, сравнивать. Задания на развитие этих умений можно найти в специальных пособиях по подготовке в первый класс («Готовимся к школе», «Азбука для дошколят», «Развивающие игры» и т.п.). Вы сами можете легко придумать простые детские игры для тренировки умственных навыков, например, назвать (показать) ребёнку ряд предметов и попросить найти у них общее или назвать (показать) два предмета, у которых ребёнок будет находить сходства и различия.

Несомненно, этим не исчерпывается подготовка к школе. В широком понимании всё дошкольное детство подготавливает переход на новую ступень развития. Стоит ли говорить, что и умение слушать музыку, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы имеют большое значение не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. В детском саду много внимания уделяется воспитанию культуры поведения, также очень важному фактору всесторонней подготовки к школе, к будущему. Однако без помощи семьи старания воспитателей будут мало результативными. Важно, чтобы и дома внимание обращалось на личную опрятность ребёнка, аккуратность, собранность. У будущего ученика должна быть потребность в соблюдении правил личной гигиены не только в присутствии взрослых, но и в любой обстановке. Культура еды, общения и взаимоотношений, требовательность к себе, трудолюбие, - всё это входит в требования, предъявляемые школой к культуре ребёнка. Не забывайте об этом, уважаемые родители!